Главная > Библиотека > Проповеди > Архимандрит Серафим (Розенберг) о покаянии

Проповеди

Архимандрит Серафим (Розенберг) о покаянии

 

Братие, мы все – православные христиане, члены святой Православной Церкви, принятые в нее через Таинства Крещения и Миропомазания, давшие обеты верно служить Христу, исполняя Его волю и отрекшиеся сатаны и злых его дел.

Но человек настолько испорчен, склонен ко греху, и диавол по зависти так постоянно искушает его на зло, что и одного дня не может он прожить без греха. Правосудие же Божие требует наказания за каждое преступление воли Божией.

Но милосердие Божие свело Сына Божия с Небес на землю, Который понес на Себе наказание за грехи всего мира. Он дал нам, беспрерывно согрешающим, и возможность всегда очищать свою совесть, примиряться с Богом – в Таинстве Покаяния, и способ получать вновь и вновь Божественную благодать или силу бороться со грехом, исправляться – в Таинстве Причащения.

Грех, или преступление Божественной воли, ослушание голоса нашей совести (которая учит нас тому же, чему и заповеди Божии) – производит в нас ослепление ума, окаменение сердца, развращение воли, искажение совести и растление тела; греша человек исполняет волю врага Божия – диавола, сам делается врагом Божиим, лишается благ Божиих, подвергается болезням, скорбям, несчастьям, становится повинным вечной муке.

Покаяние есть тот великий дар Божий, посредством которого мы примиряемся с Богом, снова становимся детьми Божиими и наследниками райского блаженства.

Покаяние состоит из:

1) познания своих грехов (мы молимся об этом Великим постом так: «...ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения...»);

2) раскаяния в них, то есть сокрушения, жаления об оскорблении грехами великого правосудного милосердного Бога; и

3) твердого намерения больше не грешить.

Исповедание своих грехов перед священником и получение через него от Самого Господа прощения в них завершает это великое и спасительное дело.

Условиями того, чтобы получить прощение своих грехов от Бога является:

1) простить ближним от сердца обиды и примириться по возможности с ними; 2) верить, что всякий с сокрушением исповеданный и разрешенный грех – прощается; а механически, без сокрушения и намерения не повторять его – исповеданный, или вовсе сокрытый – усугубляется, то есть вменяется вдвойне. Таковая ложная исповедь человека, не сознающего себя преступником пред Богом, не видящего своих грехов или не желающего изменить своей греховной жизни – влечет за собой и недостойное Причащение Святых Таин – Тела и Крови Христовых, Которые он принимает себе в осуждение. Принял и апостол Иуда Святые Тайны, но с сердцем ожесточенным самолюбием, честолюбием и сребролюбием, без веры и любви к своему Учителю, и, как свидетельствует Священное Писание, – по Причащении вошел в него сатана, приведший его к предательству своего Божественного Учителя и, по осознании своего греха, – к отчаянию и самоубийству.

Поэтому и надо нам знать Божественные заповеди, вести жизнь внимательную, беречь свою совесть, к Исповеди подготовиться – припомнить свои грехи.

Я вам помогу в этом – объясню вам Божии заповеди – чего они от нас требуюти что запрещают. А вы, не перебивая меня словами: грешен, грешен... внимательно слушайте – проверяйте свою жизнь по святым заповедям; и уже после, если найдете за собой согрешения, на мой вопрос: «Не согрешил ли ты в чем против этих заповедей?» – ответишь: «Грешен».

Помните, что в отношении ко греху есть две крайности: 1) равнодушие, оно же беспечность, 2) фанатизм, он же прелесть. Старайтесь их избегать.

Десять заповедей Божиих были даны Богом пророку Моисею на двух скрижалях, или каменных досках, причем четыре из них велят любить Бога и запрещают богопротивные дела, а остальные шесть – велят любить ближнего (то есть каждого человека) и запрещают противные этой любви дела.

  1. Аз есмъ Господь Бог твой... да не будут тебе бози инии разве [кроме. – Авт.] Мене. Первая заповедь повелевает веровать в Единого Триединого Бога – Творца вселенной – и почитать Его. Грехи против нее: маловерие, сомнение, суеверие, легкомыслие, отчаяние, бесстрашие, холодность, ропот, своеволие, ложный стыд, оставление молитвы.

2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им. Вторая заповедь запрещает обожествлять тварь вместо Творца (как часто мы говорим о ком-то или чем-то: «обожаю»; это тоже нарушение второй заповеди). Грехи против нее: гордость, тщеславие, самолюбие, высокоумие, сладострастие, корыстолюбие, чревоугодие, гортанобесие, пьянство, скупость, жадность, щегольство, кокетничество.

3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. Третья заповедь запрещает произносить святое Имя Божие попусту, без страха и благоговения. Грехи против нее: богохульство, кощунство, божба, ложные или легкомысленные клятвы, проклинание себя и других (проклинание связывает на всю жизнь), нарушение обетов.

4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему. Четвертая заповедь – чтить праздники и усердно трудиться в будни. Грехи против нее: нехождение в храм, рассеянность на богослужении, небрежное осенение себя крестным знамением, нарушение постов, леность и недобросовестность в труде, праздное времяпрепровождение – в забавах, развлечениях, вечеринках, гулянках, театре, кино – особенно в церковные праздники.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. Это – пятая заповедь. Грехи против нее: непочитание родителей, сродников, благодетелей, начальников (неблагодарность, неуважение, оскорбление, ослушание старших), беззаботность о воспитании в вере и благочестии детей и подчиненных (может быть, даже потворством им), нелюбовное обращение – с нерадением о благосостоянии родных.

6. Не убий. Шестая заповедь. Грехи против нее: убийство, притеснение, лишение средств, неподаяние помощи, гнев, оскорбление, злословие, ненависть, вражда, злопамятство, соблазн, мстительность, жестокость с животными. Заповедь требует: относится к ближнему кротко, ласково, вежливо, искренне, снисходительно, мирно, терпеливо; она предписывает обращение благотворное и примирительное…

...Грех – это злоупотребление даром свободной воли. Также отпали и Ангелы – сами и свободно.

Нам следует сильно почувствовать свою греховность, виноватость перед Богом и Его великую любовь к нам. Вспомним, как Давид ночами омочал слезами постель, вспомним евангельскую грешницу слезящую, блудного сына, апостола Петра, который всю жизнь оплакивал отречение, преподобную Марию Египетскую, – все эти примеры удаляют от нас безпечность и легкомыслие. Нам необходимо самоосуждение. Нужно и самоиспытание совести по заповедям. Следует приобрести желание не повторять уже совершенные грехи. Необходимо ненавидеть содеянные грехи. Через покаяние мы отрясаем их с себя, хотим начать новую, чистую жизнь.

Иерей по данной от Господа власти отпускает грехи кающимся, а благодать Святого Духа очищает сердца их. Исповеданный грех как бы становится вне нашей души. Необходимо крепко верить: Господь снимает с нас тяжесть и скверну любого греха и силен поставить нас на путь новой жизни. Перед Причащением сохраните внимание и обращение ума и сердца к Господу. Помните, как говорит Сам Господь: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Необходимо думать: это для меня готовит Господь спасительную Вечерю, Причастие Святых Своих Таин... Следует помнить об этом все время. Даже с утра, проснувшись, нужно поскорее ухватиться за эту мысль, поспешить воскресить в себе сознание величия события, наступившего для нас в тот день, когда Господь даровал нам Свое Причащение. Помни: в Святых Тайнах присутствует Сам Господь...

Мы согрешаем:

не принося Сердцеведцу Богу чистосердечного покаяния за грехи во всей жизни нашей;

приходя без говения на Исповедь и Причастие;

не имея страха и полной веры во оставление грехов прежних и настоящих;

не примиряясь с ближними;

не чистосердечно, но без сокрушения и страха перечисляя на Исповеди грехи;

с греховными и недостойными чувствами приступая к Причащению Святых Христовых Таин.

В грехе происходит омрачение ума и окаменение сердца. Тогда и за богослужением сердце не участвует, и ум едва приходит в себя.

Следует в покаянии:

  1. Выйти (вернуться) к самому себе.

2. Познать себя и осознать себя болеющим грехами.

3. Осознать вину греха.

4. Сокрушаться и плакать о грехах.

5. Твердо решиться оставить греховную жизнь и положить начало благое жизни в Боге (приобрести вражду и ненависть ко греху).

6. Исповедать грехи.

7. Молитвенно обратиться к Богу с мольбой о помиловании.

Всего более на Исповеди вредит притворство.

Нужно стремиться исповедоваться чаще.

Следует исповедаться с семилетнего возраста.

Первая Исповедь (особенно у взрослого человека, впервые приступающего к этому Таинству. – Авт.) должна быть за всю жизнь.

(Далее следуют список вопросов, которые отец Серафим обычно задавал на Исповеди и его заметки о том, как ему самому надлежит принимать Исповедь. – Авт.)

Знаешь ли что такое Исповедь? Что такое грех? Знаешь ли заповеди?

Сказать кающемуся об опасности нераскаянности и беспечности, о милосердии и правосудии Божиих.

Что совершил с последней Исповеди? Кайся, но без подробностей.

Не пил? не курил?

Веришь ли в Бога? Надеешься ли на Него?

Со всеми ли примирился, идя на Исповедь? Почитал ли воскресные и праздничные дни? Может быть, гордился собою? Не роптал ли пред Богом? Молишься ли Богу всегда и усердно? Не осуждал? Оклеветал ли кого? Лгал? Обманывал? Украл ли что? Имя Божие призывал напрасно? Нехорошими словами ругался? До пьяна напивался? Завидовал ближнему в его счастии и благополучии? Грешил смехотворством? Празднословием и пустословием? Долго сердился? Обид долго не прощал? Злом за зло воздавал? Постов не соблюдал? Не подавал милостыни по силе возможности? Если холост: сохранил ли девство и целомудрие, не согрешил ли блудом? Если женат или замужняя: не нарушили ли любви и верности, не согрешили ли прелюбодеянием? Стараешься ли соблюдать в чистоте свое сердце? Не услаждался ли нечистыми помыслами? Чем еще согрешил пред Богом?

Далее необходимо ободрение или пригрозить. Не везде уместна кротость, но много силы имеет и благоразумное обличение. Епитимия.

...Жалеешь ли о совершенном? Имеешь ли сердечное желание и твердое намерение не повторять грехов, но исправляться с помощью Божией?

Не забывайся. Трезвись. Молись о помощи Божией. В Евангелии сказано: Просите, и дастся вам (Мф. 7,7). Молись о вере, о молитве, о Спасении, об избавлении от врага.

На Исповеди для священника важны молитва и благожелательность. Для него необходимы снисхождение, кротость, терпение. Следует помнить: я и сам слаб и немощен. Сам с ними исповедайся, им сочувствуй, верь в их исправление.

Нужно ободрять страждущих серьезным и уверенным словом.

...Детям на Исповеди: молишься ли? Не божился ли? Пребывал ли в праздности? Посещаешь ли храм? Слушаешься ли родителей? Как учение? Почитаешь ли старших? Не грешишь ли упрямством? Своеволием? Не сердился ли напрасно? Не бранился ли? Не ссорился ли? Не пил ли вино? Не бил ли животных? Не лгал ли? Не обманывал ли кого? Не брал ли чего без дозволения? Не тратил ли деньги на лакомства, на ненужное, вредное? Не сделал ли еще что постыдное?

Потом сказать: живи лучше, не повторяй грехов, не оскорбляй Бога, но угождай Ему добрыми делами.

На Исповеди священнику в нашей обители следует отвечать на сложные житейские вопросы от незнакомых людей так: по неопытности мы советов житейских не даем, но только о борьбе с грехом (со страстями, с помыслами). С вашим же вопросом следует обращаться к отцу наместнику, монастырским схимникам.