Проповеди схиархимандрита Александра (Васильева)

Слово на Новый год

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В праздничном тропаре говорится, что Господь Иисус Христос, Всемогущий Бог, седящий на престоле огнезрачнем, воплотившийся от Приснодевы Марии и родившийся от Нея, был на восьмой день обрезан по закону Моисееву.

В древности были еретики, которые отрицали воплощение Иисуса Христа, утверждая, что будто бы все это было призрачно, недействительно. Но плотское обрезание Господа нашего Иисуса Христа посрамляет этих нечестивых еретиков и утверждает учение Православной веры о том, что Господь Иисус Христос был Истинный Бог и Истинный Человек, что Он действительно, а не призрачно воплотился от Пресвятой Девы Марии, пострадал и в третий день воскрес. Он принял на Себя все человеческое естество, кроме греха.

Одновременно с Обрезанием мы празднуем и наречение Господу нашему имени Иисуса Христа. «Иисус» — слово еврейское и в переводе на русский язык означает «Спаситель». Ангелом было сказано Иосифу: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 20–21). Священное Писание свидетельствует, что нет иного имени ни на небе, ни на земле, которым бы мы могли получить спасение, кроме имени Иисуса Христа, и что пред Ним поклонится всяко колено небесных, земных и преисподних.

Сегодня мы также празднуем память святителя Василия Великого, который был столпом православия. Он был настолько совершенным в духовной жизни, что один языческий философ, споривший с ним, воскликнул: «Не знаю кто ты: Бог или Василий!» «Какая высшая на земле премудрость?» — спросил философ. Василий Великий сказал:
«Высшая на земле премудрость — это памятование о смертном часе». В Святом Писании Премудрый говорит по этому поводу: «Во всех делах твоих помни о конце твоем и во веки не согрешишь» (Сир. 8, 39). И действительно, если человек будет памятовать о том, что не сегодня-завтра он должен будет умереть, то невольно будет остерегаться совершать грехи, а будет утверждать себя в добродетельной жизни.

Господь наш Иисус Христос сподобил нас, дорогие братья и сестры, увидеть новый по счету год. Это побуждает нас оглянуться на пройденную жизнь и спросить себя: что мы сделали для своего спасения в минувший год и что нам предстоит сделать? Обратим внимание на свое несовершенство перед Создателем и на те пути промысла Божия над миром и над каждым из нас в отдельности. По своей лености и нерадению мы часто не замечаем путей промысла над нами, желая видеть только чудесное и сверхъестественное. Но Господь и без чудес, естественным для нас путем, часто через людей, избавляет от опасности. В дни мира и благополучия мы не радеем размышлять о судьбах промысла Божия над нами, которым Он нас ведет ко спасению; не благодарим Его за все благодеяния, а когда бываем наказаны скорбями или болезнями, наш ум помрачается и мы вдаемся в безумный ропот на Бога.

Страшно становится, услышав, как бывший профессор богословия (имеется в виду отступивший от Церкви во время хрущевских гонений магистр богословия) хулит имя Божие. Его ум настолько помрачен, что не может понять, что он хулит саму Любовь, Голгофскую Жертву, Которая была принесена ради него же, что- бы привести его к покаянию. «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15, 13). Господь положил душу Свою не только за друзей, но и за врагов своих.

Хулы этого профессора раздаются на ветхозаветные жертвоприношения. Но они-то и были проявлением веры и любви человеков к Богу. Если кто приносил их без веры, то такие жертвы Богом отвергались. У человека есть желание выражать свою любовь к Богу внешними знаками Богослужения. Каин и Авель приносят жертвы Богу: Авель приносит с верою и любовию, его жертва Богом принята; Каин приносит жертву с небрежностью, а потому она отвергнута. У пророка Исаии сказано, что Господь обличал иудейские праздники, которые проводились иудеями не во славу Божию, а для угождения своим плотским страстям. О таких праздниках Господь говорит через пророка: «праздники ваши ненавидит душа Моя» (Ис. 1, 14). Ветхозаветные жертвоприношения служили прообразом Голгофской Жертвы, и кто приносил их с верою и любовию, тот прозревал Новозаветную Жертву Христа Спасителя за весь род человеческий.

Не будем же смущаться этими хулами на Господа, а будем утверждаться в вере и любви к Господу, подражая Царю Давиду, который находил время до семи раз в день размышлять о судьбах правды Божией, несмотря на свою занятость государственными делами.

Будем познавать смысл нашей жизни на земле, который заключается в очищении от грехов искренним покаянием, в исправлении своей жизни, чтобы быть достойными Царствия Небесного, ибо ничто нечистое туда не войдет. Господь мог бы и чудесно нас спасти и ввести в рай, но если человеческое сердце наполнено только земными наслаждениями, если в нем живет только земная стихия, а нет любви к небесному, то для такого человека и рай будет адом, он не найдет и там себе покоя. Человек должен сам добровольно осознать свое ничтожество перед Богом, свое греховное растление, ничтожность земных наслаждений, возлюбить небесное и стремиться к нему.

О хулах на Господа было предсказано Самим Спасителем апостолам, которое мы слышали сегодня: в последнее время отступят некоторые от веры и «во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12).

Мы же будем возгревать в себе любовь к Господу непрестанной молитвой и делами милосердия. Будем ограждать свое сердце от всяких греховных страстей, чтобы быть достойными Царствия Небесного.

Аминь.