Главная > О монастыре > Патерик > Архимандрит Иероним (Тихомиров)

Патерик

Архимандрит Иероним (Тихомиров)

Из окна дома, где жил маленький Ваня, была видна белая церковь, стоящая на высокой горе. Купола ее были зеленые, а кресты сияли на солнце золотым блеском. Мальчик любил рисовать и лепить из глины храмы. «Богородице Дево, радуйся!» — молился Ваня, обученный благочестивой бабушкой Евдокией. А та дивилась: надо же, храмы‑то у внука получаются точно как в Печерах — в монастыре! Удивительно это было для ребенка, который никогда не выезжал из глухой псковской деревеньки, но знал он о многочисленных крестных ходах и торжественных монастырских празднествах со слов бабушки и родителей Матфия и Екатерины, часто посещавших святую обитель. Родись Ваня не в 1905, а раньше, может быть, его жизнь сложилась бы иначе... Иван Тихомиров не стал ни церковным архитектором, ни иконописцем, но сотворил большее: построил храм в сердце своем. Вся его жизнь — урок любви и терпения, покаяния и крепкой веры.

Перелистывая автобиографию архимандрита Иеронима (Тихомирова), читая скупые строки характеристик, видишь образ простого мудрого монаха‑труженика.

32 года прожил отец Иероним в Псково‑Печерском монастыре, из них 31 год он нес послушание келаря. Келарская должность хлопотна и суетна, ведь накормить братию, паломников непросто. За 31 год келарства отца Иеронима братия не слышала от него ни слова ропота, ко всем обращался с ласковым словом: «Детки, детки!» (см. послание св. ап. Иоанна Богослова).

Келья его была расположена рядом с трапезной, и никому батюшка не отказывал в просьбах. В любое время шел и старался с любовию и терпением всем послужить. К сожалению, мало осталось воспоминаний о батюшке Иерониме. Надеемся, что знавшие отца Иеронима прочитают это краткое его жизнеописание, откликнутся и многое дополнят, но те из братии, кто помнит батюшку, все единодушно говорят о его необыкновенной любви к людям, о терпении, с которым отец Иероним исполнял свой монашеский и пастырский долг. И не случайно (ведь у Господа случайностей не бывает) преставился архимандрит Иероним в день, когда церковь вспоминает Апостола любви святого Иоанна Богослова, 9 октября 1979 года. О своей кончине он предузнал заранее и сообщил об этом братскому духовнику архимандриту Александру. 

Но давайте вернемся в его детские и юношеские годы, перелистаем страницы биографии батюшки и удивимся тому, как Господь чудесным образом хранил Своего избранника для высшего служения Ему.

...Жизнь крестьянская — от зари до зари в труде. В семье Тихомировых было 9 человек детей. Летом Ване приходилось пасти коров и гусей. Зимой мальчик ходил в церковно‑приходскую школу, учился грамоте, Закону Божию. Но вот грянул 1917 год. 

Закон Божий отменили, «отменили» и веру в Бога. Правдиво и просто пишет о себе в автобиографии о. Иероним. Но нет там строк о том, как отразился перелом жизни на его детском сознании. Непросто, наверняка, приходилось тем, кто веровал и продолжал верить. 

Крепка была вера русского крестьянина, который сумел научить своих детей жизни христианской, закалить их от дерзкого влияния безбожной пропаганды. И не случайно, когда Иван Тихомиров был уже за высокими монастырскими стенами, пришел к нему отец и остался в келье сына, и, в молитвах и трудах подвизаясь в обители семь лет, мирно почил о Господе...

Родители воспитывали своих детей в целомудрии и любви к ближним. Сам батюшка вспоминал: «Нас учили, если кто попадется навстречу, обязательно поклонитесь и шапочку снимите...». Когда же юному Ване приходилось общаться со своими сверстниками, он стыдился их нескромных шуток и песен, краснел и старался избежать подобных компаний.

В 1927 году Ивану пришлось покинуть родной дом, пришла пора идти на военную службу. В 1930 году вернулся домой, и сразу же потянулось его сердце в храм Божий. Ходил на все службы, прислушивался к людям духовным, старался набраться от них ума‑разума.

«Монах», «Богомолец» — смеялись над ним. А он нашел себе единомысленного товарища (впоследствии иеродиакона Псково‑Печерского монастыря Анатолия (Семенова), с которым учился церковному пению, чтению. От него же получил Иван духовные книги. «Мне стало не оторваться от них, и в поле работая читаю, и дома».

С улыбкой вспоминал отец Иероним, как молодежь шла гулять, а они с другом от них сворачивали потихоньку да забирались на чердак и книгу духовную читали. Как услышат, что молодежь возвращается, слезут потихоньку да расходятся по домам, вроде как с гулянки.

Вскоре стали к Ивану подступать: женись! Проявил здесь юноша мудрость и послушание духовным лицам, с коими советовался: «К этому времени в мире стало больше горя, чем счастья и спокойствия. Тут слухи о войне, тут слухи о сельском хозяйстве, тут слухи о вере. И вот пришли к согласию, что подождем немного, что Господь даст дальше. Да будет Его воля. И Ты, имиже веси судьбами, спаси нас. С этими мыслями мы так и остались».

А вскоре началась война. Сначала финская, потом немецкая. Удивительно, как Господь хранил будущего монаха. Призвали Ивана сразу, как началась финская война. Три дня ждала саперная часть, где находился юноша, погрузки в эшелон. Наконец, объявили посадку. При выходе из казармы Ивана остановили: в последний момент начальник штаба распорядился оставить его для обучения нового пополнения. Отец Иероним был сохранен от смерти (товарищ его погиб сразу же). Это был день Крещения Господня, ведь св. Иоанн Предтеча был небесным его покровителем и хранителем.

Позже, уже на войне с немцами, когда Иван Тихомиров был на северо‑западном фронте под г. Тихвином, он видел сон, который через несколько часов стал явью. Иван был ранен. С трудом добрался до леса и в изнеможении взывал о помощи бегущего навстречу солдата: «Ради Бога, помоги, ради Бога!». Откликнулся солдатик на просьбу, вынес раненого Ивана. Всю свою жизнь молитвенно поминал батюшка воина Петра (единственное, что удалось ему узнать, — имя). «Так Господь сохранил меня и спас для покаяния», —напишет он позже, размышляя о чуде Божием.

Тяжелое ранение, госпиталь, инвалидность. В 1945 году Иван Матвеевич приехал на жительство в Ленинград, где работал на Кировском заводе.

Однажды во сне батюшка увидел чудесную икону Божией Матери. Впоследствии оказалось, что это был образ Божией Матери «Умиление» Псково‑Печерский, который находится в трапезной, на месте будущего послушания отца Иеронима. Господь звал его, а Иван медлил с уходом в обитель. Но в 1946 году он серьезно заболел. Исповедавшись и причастившись, батюшка получил совет от духовника немедленно уехать в монастырь. Опять промедлив с отъездом, он заболевает вновь.

Горячо взмолился Иван Матвеевич и с Божией помощью, наконец, выбрался из суетного, затягивающего мира.

Как рады были отец Анатолий и отец Паисий, его друзья детства из одной деревни (тогда еще простые послушники Псково‑Печерского монастыря), которые давно звали Тихомирова к себе. Зашел Иван Матвеевич в Михайловский собор, увидел икону Царицы Небесной, которую видел во сне, и остался в обители навсегда.

14 декабря 1947 года Иван Матвеевич Тихомиров был пострижен в мантию с именем Иероним, в честь св. блж. Иеронима Стридонского. «Имея от роду сорок лет и издавна желая поступить в монастырь для служения Господу Богу и на пользу св. обители, смиренно молю Ваше Высокопреподобие постричь меня в монахи», — написал в прошении на имя наместника архимандрита Владимира послушник Иоанн.

Вскоре монах Иероним был рукоположен в иеродиакона, а спустя три года в иеромонаха. Примечательно, что это случилось в день памяти прп. Сергия Радонежского. Ровно через 28 лет в этот день архимандрит Иероним примет последнее Причащение Св. Христовых Таин.

В 1960 — игумен, в 1975 — архимандрит. И все эти годы — келарь. Сколько людей согрел своей любовью отец Иероним, сколько накормил не только телесной, но и духовной пищей! И никого не обидел, никого не оттолкнул. 

Те, кому приходилось работать с батюшкой на послушании, вспоминают его всеобъемлющую любовь и доброту. Чужая боль была его личной болью, и сердце в конце концов не выдержало, надорвалось. Три инфаркта в течение трех лет окончательно подорвали его здоровье. Ночью, 9 октября 1979 года, отец Иероним попросил прочесть ему житие св. Иоанна Богослова. Через несколько часов он мирно отошел ко Господу.

Из 3‑х друзей, которые начинали свою монашескую жизнь в св. обители Псково‑Печерской, в живых не осталось никого; в 2000 году скончался схиархимандрит Паисий (Семенов), он на 19 лет младше отца Иеронима.

40 лет отец Паисий служил в Ильинском храме деревни Юшково, что в часе езды от Печор.

Во время войны юный Петр (так звали отца Паисия в миру) был тяжело ранен, несколько дней пролежал, засыпанный землей, и чудом Божиим был спасен.

Батюшка Паисий вспоминал об отце Иерониме и об отце Анатолии:

... Господь свел их в одной псковской деревне Мишуткино. Отец Паисий был маленьким, когда впервые увидел будущего отца Иеронима, едущим на лошадке. «Какой хороший человек!» — подумал мальчик. Чистое детское сердце откликнулось на чистоту и доброту Ивана Тихомирова. Потом они встречались в храме, подружились. Петя старался быть вместе с благочестивыми друзьями. Храм был далеко, в дорогу друзья набирали гороховых стручков. Берут один — читают 50‑й псалом, берут второй — читают 90‑й псалом, и так всю дорогу в молитве.

Когда будущие отец Анатолий и отец Паисий были уже в Печорах, они постоянно в письмах звали отца Иеронима к себе. Объединившись наконец, друзья исполняли вместе полунощницу по уставу ровно в полночь.

Позже, когда отец Паисий перешел служить в Юшково, отец Иероним навещал своего духовного брата, однажды провел отпуск после операции в этом тихом и благодатном уголке Псковщины. В храме святого пророка Илии венчался брат отца Иеронима...

Вспоминает наместник Псково‑Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев):

«Отец Иероним для многих — воплощение в жизни евангельской заповеди о любви к ближнему. Я помню батюшку еще со школьной поры, когда приезжал в монастырь простым паломником. Зная его доброту, все стремились по приезде в монастырь попасть на послушание к келарю. Когда кто‑то разбивал посуду (а она была часто старинная) и расстраивался, отец Иероним старался утешить этого человека добрым и ласковым словом: «Ну что ты, не расстраивайся! Ведь если бы посуда не билась, что бы стало с фабриками, они бы остановились!».

Когда я пришел в монастырь, то первые два с половиной года был на послушании у батюшки Иеронима. Удивительно, но за все время я ни разу не видел отца Иеронима раздраженным, в возмущении духа. Он все время молился, был делателем молитвы Иисусовой. Когда возникали конфликты между находящимися на послушании у отца Иеронима, он начинал вслух молиться молитвой Иисусовой, и недоразумение рассеивалось.

Часто батюшка вспоминал своего старца отца Симеона: «Как навалятся помыслы, я сразу к батюшке Симеону. Он прочтет разрешительную молитву, и снова светит солнце, и снова на душе радость!».

Однажды отцу Иерониму было откровение: он увидел падших духов. Батюшка понял, что одному не справиться, и воззвал ко Господу: «Господи, за молитвы старца Симеона прекрати нападение!» — и получил скорое заступление.

Несмотря на свое хлопотное послушание, отец Иероним бывал в храме каждый день, любил тихо подпевать на клиросе.

Часто заставали батюшку вечером, когда все затихало, за чтением старинных книг с красочными иллюстрациями о паломничествах в Святую Землю, на Афон.

Надо отметить, что о. Иероним никогда не закрывал своей кельи, войти к нему можно было в любое время и всегда встретить любовь и заботу. 

Он очень заботился о больных, всегда навещал их, приносил им самые лучшие гостинцы.

Хочется вспомнить еще и о том, как батюшка молился преподобномученику Корнилию. Он смиренно сокрушался о том, что послушание не позволяет ему отдаваться молитве, и просил преподобномученика простить его ради молитв его родителей, которые часто приезжали в Печоры и молились с большой верой в заступничество святого.

Отец Иероним был очень скромным. Когда его наградили саном архимандрита, он отказался.

Тогда архимандрит Афиноген спросил его: «Ты просил сан архимандрита? Нет? Так вот, монахи не просят и не отказываются!». Незадолго до кончины на вопрос о здоровье батюшка Иероним ответил: «Да будет воля Господня». Ответ был таким же, как и у его друга,— иеродиакона Анатолия.

Батюшка не имел образования, когда‑то окончил лишь 3 класса церковно‑приходской школы, но он был высоко образован духовно. Однажды он, архимандрит, спросил у меня, простого послушника, правильно ли я понимаю Евхаристический канон? До этого я прочел толкование Божественной Литургии митр. Вениамина (Федченкова). И каково было мое удивление, когда я услышал от отца Иеронима полное совпадение с мыслями митрополита‑богослова!

Удивительны были и похороны архимандрита Иеронима. Гроб с его телом пронесли почти по всей территории монастыря, мимо трапезной, в которой он нес послушание 31 год!

 

Публикации:

«Чужая боль была его личной болью»