Главная > О монастыре > Патерик > Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Патерик

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

В день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, 5 февраля 2006 года, в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он преставился через несколько минут после принятия Святых Христовых Таин.

11 апреля 1910 года в городе Орле в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных родился мальчик, который был восьмым ребенком в семье. Новорожденного назвали Иоанном, в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Пустынника. Знаменательно, что в этот день празднуется память преподобных Марка и Ионы, подвижников Псково-Печерского монастыря. Когда Ване было 2 года, умер его отец Михаил Дмитриевич. Воспитанием сына занималась глубоко религиозная и благочестивая мама — Елизавета Илларионовна.

В отроческие годы Ваня прислуживал в храме и был послушником у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова). На всю жизнь отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды тех, кто вел, наставлял его духовно. От младенчества до юности — это орловские протоиереи отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Коcсова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского.

В двенадцать лет Ваня Крестьянкин в первый раз высказал свою сокровенную мечту быть монахом. Елецкий епископ Николай (Никольский) прощался с богомольцами, уезжая на новое место службы, и иподиакону Иоанну тоже хотелось получить от архиерея напутствие в жизнь. Владыка наклонился к мальчику (тот был небольшого росточка) с вопросом: «А тебя на что благословить?» И Ваня в волнении произнес: «Я хочу быть монахом». Положив руку на голову мальчика, епископ помолчал, вглядываясь в его будущее. И серьезно сказал: «Сначала окончишь школу, поработаешь, потом примешь сан и послужишь, а в свое время непременно будешь монахом».

Все в жизни определилось. Никогда больше не было волнений о будущем и бесполезных метаний. «Не планируй сейчас свою жизнь, — советовал батюшка намного позднее, — молись: «Скажи ми, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Пс. 142, 8). И увидишь чудо Божиего водительства по жизни. Главная цель — богоугождение ради любви к Богу, из него возрастает спасительный плод. А как, какой дорогой, по каким ухабам пройти придется, — это дело Божие».

После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, устроился на работу. 14 января 1945 года в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. В том же году 25 октября, на праздник Иерусалимской иконы Божией Матери, Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника в Измайловском Христорождественском храме, где и остался служить.

Экзамены за курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, а в 1950 году, на 4 курсе Духовной академии, в ночь с 29 на 30 апреля за ревностное служение был арестован и осужден на 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Освободившись досрочно из заключения, 15 февраля 1955 года отец Иоанн был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где и прослужил в общей сложности почти 11 лет.

Молодого священника приняли под свое духовное попечение Глинские старцы, и один из них схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына, а последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) узрел в приходском батюшке родного по духу человека. Отец Иоанн принял монашество 10 июня 1966 года, на праздник преподобного Сампсона Странноприимца, в городе Сухуми.

5 марта 1967 года иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. 13 апреля 1970 года был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 — в сан архимандрита.

Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов); также последние Валаамские старцы: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов); жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков).

Не случайным является отшествие ко Господу отца Иоанна именно в день памяти новомучеников и исповедников Российских, потому что сам он пострадал за веру в годы гонений, пройдя тяжелое испытание в тюремном заключении. Верим, что, присоединившись к сонму своих сподвижников, он предстал престолу Божию с горячей молитвой о нас.

Отец Иоанн навсегда останется в памяти всех знавших его как мудрый, радостный и прозорливый священник, строгий монах, усердный постник и молитвенник, искренний послушник, как человек, щедро делившийся своим богатым жизненным опытом, согревавший своей любовью каждого, кто обращался за его советом, как достойный наследник традиций печерского старчества.

Без малого 39 лет прожил архимандрит Иоанн в Псково-Печерском монастыре. Вот краткое воспоминание об этом одного из насельников:

«Трудно писать о человеке, который был светильником, ярчайшей личностью в монастыре нашего времени, а за последние десять лет сильно изменился, не осталось видимого горения, не видно той взрывной ревности о величии человеческой души и ее предназначении и в сем мире, и в вечности, не видно и той ревности о высоте и благообразии богослужения, не видно той педантичной аккуратности и чистоты всего его внешнего облика, не слышно тех торжествующих и победных возгласов и чтения Евангелия с интонацией, передающей переживания сердца, живущего Им, не слышно тех длинных рассуждений о том, как было бы лучше поступить в том или ином случае, и все это еще с воспоминаниями из прошлого и пережитого.

А видно тихую, по-детски кроткую старость человека, который всего себя без остатка посвятил и отдал Богу.

Трудно об этом писать, трудно об этом говорить, еще трудней это осознавать — чего мы лишаемся. Самое удивительное, что он об этом нас предупреждал. Как-то пришли мы, не помню с кем, стучим, ожидаем. Вдруг выходит сам батюшка, начинает нас бранить и говорит такие слова: «Что вы ко мне пришли, я уже умер, меня нет!», если я не ошибусь, это было десять лет назад.

Сейчас уже понимаешь, как мало мы его ценили, и не дорожили, и частенько даже сердились…

Много, конечно, было всяких случаев и историй, связанных с непосредственным участием архимандрита Иоанна. И многое, как я знаю, уже написано, но думается надо написать о главном. Может быть, это — черта его характера, которая является ключом ко всей его жизни. То, чем он был пронизан и переполнен всегда и везде, даже до сего дня, то, что помогало и выручало его в трудных ситуациях… Чувство благоговения в нем было и остается развито до высочайшей степени. Вот эту нить мне думается, он захватил еще в детстве, и всю свою жизнь над этим трудился и этим руководствовался.

Думаю, можно сказать, что это его кредо. Это было заметно и во время служения Литургии, особенно когда он возглавлял. Пасху просто было невозможно описать. Он весь ликовал, и светился, и торжествовал, это постепенно и незаметно передавалось другим служащим. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что самый большой и неизъяснимо сильный всплеск радости бывал, когда батюшка выходил на амвон для приветствия народа радостным «Христос Воскресе!», в отклике народа всегда чувствовалась большая искренность, а затем чувства любви и радости перемешивались и оставалось общее ликование.

После этих переживаний приходило чувство свободы, ведь Христос нас освободил от рабства греха и смерти. Да ведь многие его так и называли — пасхальный батюшка. Потому, что Пасха у него была всегда, и во время будничных служб, и во время бесед с народом, и главное, в душе, а ведь приходилось скрывать, чтобы не раздражать и не выделяться. Последнее было очень сложно, потому что отец Иоанн не старался быть «как все», ему это плохо удавалось. То тут, то там все равно просачивалась яркость его личности, одухотворенная светом Божиим.

Возглавляемые им Литургии были особенными из-за высокого эмоционального напряжения, которое охватывало батюшку целиком. События из жизни Спасителя, воспоминаемые во время Литургии, заставляли его сердце трепетать. «Отыми сердце каменное от плоти нашея и даждь сердце плотяное, боящееся Тебе, любящее, почитающее, Тебе последующее, и Тобою питающееся» (молитва святителя Амвросия Медиоланского). Господь даровал батюшке такое сердце. Отсюда становится ясно, что его молитва была пред Богом услышана, и не могло быть иначе.

Народ к нему тянулся буквально как пчелы на мед, и не просто тянулся, а не давал прохода… Каждый хотел получить благословение персонально, а когда отец Иоанн останавливался, вопросы сыпались как из рога изобилия. И хотя батюшка не любил давать советы на ходу, частенько все-таки приходилось это делать. Пример его жизни показывает, что такие трудности, как гонения, лишения, скудость, теснота не помешали ему, а наоборот, закалили и утвердили на этом пути…

Последние годы из-за возраста и болезней он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света продолжали приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди, книги отца Иоанна продолжали открывать новый, духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу»...


***

Сайты, посвященные cтарцу архимандриту Иоанну (Крестьянкину), где вы сможете познакомиться с его духовным наследием:

Наследный дар архимандрита Иоанна

Отец Иоанн

 

Публикации:

«А ты мне его отдашь?»

 Об антихристе, печати и последних временах

Случаи помощи и вразумлений по молитвам старца-архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Случаи исцелений по молитвам старца-архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Случаи прозорливости старца-архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Ведь правда я как все?»

"Я всегда знаю, когда Вам тяжело, когда Вы нуждаетесь в моих молитвах и обращаетесь ко мне, я это чувствую..."