Главная > О монастыре > Патерик > Архимандрит Никита (Чесноков)

Патерик

Архимандрит Никита (Чесноков)

Архимандрит Никита (в миру — Петр Васильевич Чесноков) родился 28 мая 1883 года в Санкт‑Петербурге.

Его отец, Василий Лукьянович, был крестьянского происхождения, родом из Тверской губернии. Юношей он переехал в Петербург и благодаря незаурядным способностям сделался купцом. Мать Мария Ивановна происходила из многодетной семьи ораниенбаумского купца. В семье помимо Петра воспитывались двое сыновей — Василий и Павел, а также сестра Любовь.

Петр с детства был слаб здоровьем: уже тогда его терзала незаживавшая туберкулезная трофическая язва на левой ноге, в болезненном состоянии также находилась и его левая рука — от рождения у него не было двух пальцев.

После окончания гимназии Петр был отдан родителями на четыре года в Валаамский монастырь послушником. Так и не получив в последующие годы какого‑либо систематического духовного образования, он не раз будет повторять: «Мои семинария и академия — Валаам». Петр нес в Валаамском монастыре самые различные послушания, в том числе был келейником одного из тогдашних валаамских старцев иеромонаха Вячеслава.

Однако в 1904 году началась Русско‑японская война, был объявлен воинский призыв, Петр получил повестку и был вынужден уехать в Санкт‑Петербург. Из‑за слабого здоровья на военную службу его не взяли. Вместе с тем старец иеромонах Вячеслав благословил его более не возвращаться в обитель в качестве послушника и не принимать монашеского пострига, но поступить в столице на общеобразовательные курсы, а также попытаться найти себе хорошую и благочестивую невесту.

Спустя три года после возвращения в столицу, в 1907 году, по окончании общеобразовательных курсов, Петр успешно выдержал экзамен на учителя Министерской начальной школы. Матушкой будущего отца Петра стала уроженка Волынщины Надежда Семеновна Кудлович. Известно, что они познакомились во время приезда Петра Васильевича в Ковель. 16 сентября 1912 года совершилось венчание будущего отца Петра (тогда еще чтеца‑псаломщика храма Рождества Пресвятой Богородицы в Городке, на Волынщине) и рабы Божией Надежды. Несмотря на болезненность, матушка Надежда родила отцу Петру двух сыновей — Иоасафа и Серафима.

Спустя месяц после венчания, 17 октября 1912 года, Петр рукополагается в сан диакона. В 1914 году началась Первая мировая война. Волынщина оказалась в эпицентре военных действий. Многие из русских жителей, в том числе представители духовенства, эвакуировались. Отъезд диакона Петра Чеснокова с Волыни в Петроград положил начало новому периоду его жизни, ознаменовавшемуся рукоположением в иерейский сан, а также служением (до января 1919 года) в «скитике» преподобного Алексия, человека Божия.

19 января 1919 года отец Петр стал настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Черенцове (Черенцы) Новоладожского уезда Петроградской губернии.

В 1933 году, когда отец Петр сделался протоиереем, на него обрушились гонения со стороны советской власти. В ночь на 25 декабря 1933 года он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Был приговорен 26 февраля 1934 года тройкой при ПП ОГПУ по статье 58‑10‑11 УК РСФСР к пяти годам концлагерей.

После освобождения из лагеря, где он подлинно совершил исповеднический подвиг за веру Христову, отец Петр прибыл в 1939 году в Новгород. Возможности совершать богослужения в Новгороде у отца Петра — только что вышедшего из заключения «врага» советской власти — в ту пору не было. С 1939 по 1941 год, до начала войны, он был вынужден работать сторожем.

С 15 августа 1941 года наступило время немецкой оккупации. Она продолжалась до 20 января 1944 года. Удивительным образом именно в эти годы отец Петр Чесноков получил возможность вернуться к своему священническому и пастырскому призванию. Произошло это благодаря тому, что отец Петр стал активным членом Псковской православной миссии. Ради выгодного германским властям политического хода немцы позволили Православной Церкви развернуть мощнейшую миссионерскую и просветительскую работу.

С этим периодом служения отца Петра под Новгородом связано и еще одно важнейшее событие в его жизни — спасение при его деятельном участии от угрозы уничтожения немцами мощей величайших новгородских святых. Вместе с другим священником — протоиереем Василием Николаевским — отцу Петру довелось спасти почивавшие в новгородском Софийском соборе святые мощи святителя Никиты Новгородского.

В июне 1945 года батюшке, пережившему немало мытарств и лишений, удалось вернуться в освобожденный Новгород. Осенью 1945 года протоиерей Петр Чесноков назначается настоятелем вновь открытого прихода Преображения Господня в Броннице, в 25 километрах от Новгорода.

Здесь он и прослужил около 15 лет, окруженный почетом, сделавшийся духовником для многочисленных приезжавших – порой издалека – к нему за советом духовных чад. Но в 1959 году уполномоченный по церковным делам по Новгородской области Капица Г. Е. снял отца Петра с Бронницкого прихода, отняв справку на право служения. Причина та, что трое школьников старших классов принимали участие в церковном хоре — пели и читали. Так батюшка остался без места и без права жительства в церковном доме в селе Броннице.

Позже отец Петр напишет в своем дневнике: «Как я бесконечно счастлив, что я верующий христианин! Нет в сердце у меня ни тени злобы и серчания ни на кого. Спокоен и радостен, что сие [случилось] за имя Дражайшего Христа Спасителя. Всегда я радовался, когда дети пели и читали в церкви. Разве мог я их гнать от участия в пении и чтении? Когда Сам Христос Спаситель сказал: “Пусть дети ко Мне приходят” (см. Мф. 19, 14)»…

Ситуация для переезда на жительство в Печоры складывалась благоприятная: совсем недавно новым наместником Псково‑Печерского монастыря стал мудрый наставник для братии и добрый управитель игумен Алипий (Воронов). И вот старец записывает в дневнике: «1959 год. 8‑е августа, пятница. Сегодня у меня особенно замечательный день. Получил резолюцию от Преосвященнейшего Епископа Иоанна, Псковского и Порховского, о принятии меня в число братии Псково‑Печерского монастыря. Слава Богу за сию милость! Осталось уже недолго жить. Надо готовиться к переходу в вечность».

В октябре 1959 года отец Петр приехал в Печоры. Начался последний этап его земного пути — монашеское житие…

11 февраля 1960 года (29 января по старому стилю), накануне праздника Трех святителей, в конце всенощного бдения, Псковский владыка Иоанн (Разумов) совершил над отцом Петром монашеский постриг. Старцу нарекли новое имя — Никита, в честь того самого святителя Никиты Новгородского, чьи святые мощи он  спасал от поругания и уничтожения в годы Великой Отечественной.

Пройдя дорогу от Валаама до Печор, старец сподобился того монашеского жития, которого он чаял еще в годы своей юности. Печоры стали для него «вторым Валаамом», тем более что именно здесь доживали в те годы знаменитые последние валаамские старцы.

Одним из духовно значимых монастырских событий, случившихся в годы пребывания в Печорах отца Никиты, стала кончина преподобного старца Симеона (Желнина), почившего в Крещенский сочельник 1960 года. Отец Никита успел с ним достаточно хорошо познакомиться, неоднократно с ним сослужил. Он испытывал особо благоговейное чувство к этому замечательному преподобному Псково‑Печерскому старцу.

В пору его жизни в Печорах отцу Никите приходило множество писем. Старец был очень благодарен за память о нем, с радостью читал эти письма. Правда, ответить на все у него попросту не было сил — давали о себе знать физическая слабость, тяжелая болезнь. Однако он старался ответить на большинство писем. При этом он ничуть не боялся советской цензуры, всегда прямо писал то, что думал.

Земной путь архимандрита Никиты (Чеснокова) близился к завершению. Старец все более слабел. Недуги — язва в ноге и болезнь сердца — усугублялись. Однако в эти последние месяцы своего земного пребывания он ни на миг не терял ни надежды на Божие милосердие, ни мирного духовного устроения. Мысленно и молитвенно никогда не расставаясь с дорогими ему людьми, все равно, с живыми ли, с почившими ли — с покойной матушкой монахиней Надеждой, с сыновьями Иоасафом и Серафимом, с многочисленными духовными чадами, — отец Никита не оставался одинок ни на миг. Главное же, он не оставался одинок потому, что постоянно пребывал с Господом и Господь был с ним.

Всего за день до кончины (неисповедимыми судьбами Божиими она оказалась поистине мученической) старец был, как никогда, радостен, ибо сподобился особой милости Божией: в монастырских пещерах ему чудесным образом явился первый насельник Псково‑Печерской обители — преподобный старец Марк. Об этом отец Никита тут же поведал благочинному отцу Александру (Васильеву), с которым они вместе прогуливались после службы. Отец Александр передавал слова старца:

«“Захожу после Литургии в пещеру, и встречает меня преподобный Марк (уже пятьсот лет, как его мощи находятся при входе в пещеру, — добавил здесь отец Александр). И вот думаю: “Я — архимандрит, а он‑то — простой монах: как же мне у него брать благословение?” А преподобный Марк на такие мои мысли и отвечает: “Там все равны…”

Конечно же, — продолжал отец Александр, — эта встреча и разговор были духовны… Верно, то был ему уже знак из иного мира. И знак этот вскоре же и оправдался… Только что он мне это рассказал, как вышел на Святую гору в сад, сделал несколько шагов, да и оступился — упал с обрыва на камни… Видно, больная нога его подвела. Сломал, бедный, и позвоночник, сломал и больную ногу, на которую как раз упал. А через сутки и скончался… Видите — как при жизни у него было всегда живое общение с загробным миром, так и перед самой кончиной… Добрый и любвеобильный ко всем был отец Никита…»

Архимандрит Никита (Чесноков) скончался 25 октября 1963 года и был погребен в Богом зданных пещерах святой Псково‑Печерской обители.

 

Источник:
П. Ю. Малков. «Укрепи меня Духом Твоим Святым…» : Жизнеописание, дневники, письма старца архимандрита Никиты (Чеснокова)