Главная > О монастыре > Патерик > Схиепископ Макарий (Васильев)

Патерик

Схиепископ Макарий (Васильев)

Схиепископ Макарий (в миру Васильев Косьма Васильевич), судя по надписи на могильной плите в монастырских пещерах, родился 1(14) сентября 1871 года в деревне Губа Тихвинского уезда Новгородской губернии.

Косьма Васильевич был родом из крестьян. С юных лет стремился к монашеской жизни, но не сразу смог стать послушником, поскольку штат монастырей Новгородской епархии был заполнен, и новых послушников не принимали.

В 1894 году поступил в открывшийся «практически-миссионерский» Воскресения Господня монастырь (Макариева пустынь). Послушником совершил паломничество на Святую землю и Афон. В 1900 году принял монашеский постриг с именем Кирилл. В 1901 году рукоположен во иеромонаха. С 1906 года исполнял обязанности настоятеля, а в 1910 году был возведен в сан игумена.

Если в 1908 году под началом иеромонаха Кирилла в обители подвизалось 8 монахов и 38 послушников, то к 1917 году было уже 60 монашествующих и 8 послушников. Постоянно возрастало число паломников не только из Новгородской, но и из соседних епархий, а также из Санкт-Петербурга. В обители возобновилось пение службы прп. Макарию Римлянину, и возродилась традиция ежегодного праздника в честь прп. Макария 19 января (1 февраля по н. ст.).

Игумен Кирилл сплотил вокруг обители прихожан и духовенство окрестных храмов. В 1915 году общество трезвости, действовавшее при Воскресенском монастыре, было преобразовано в Макариевское братство, возникла традиция проводить в обители «трезвенные совещания». По инициативе игумена Кирилла с 1915 года в одно из воскресений в середине июня в пустыни стали устраивать всенародные моления, на которые сходились крестные ходы из ближних сельских приходов.

В конце 1917 года по благословению игумена Кирилла в Воскресенский монастырь был привезен большой список иконы Божией Матери «Державная», обретенной в селе Коломенском под Москвой в марте 1917 года, после отречения императора Николая II. По воскресным и праздничным дням сразу после Литургии при большом стечении верующих игумен Кирилл служил молебны перед иконой вплоть до своего ареста. В 1919 году Воскресенский монастырь был преобразован в трудовую сельскохозяйственную артель «Земля и труд». В 1922 году часть территории обители была передана местному совхозу. Однако богослужения в монастырских храмах продолжали совершать, в кельях жили от 30 до 40 насельников.

В мае 1922 года, после ареста Патриарха Московского и всея России Тихона, при поддержке госвласти было создано обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). Одним из центров сопротивления обновленцам стал Воскресенский монастырь во главе с игуменом Кириллом, занимавшим по отношению к обновленчеству самую бескомпромиссную позицию. В какой-то период, по свидетельству обновленцев, Макариева пустынь оказалась чуть ли не «единственным очагом «тихоновщины» в Новгородской епархии…»

В связи с обострением борьбы с обновленцами, весной 1923 года были учреждены новые викарные кафедры. Архиепископ Андрей (Ухтомский) предложил игумену Кириллу стать епископом. 3 июня 1923 года прибывшие в Воскресенский монастырь епископы Трофим (Якобчук) и Серафим (Трофимов) с ведома и согласия управляющего Новгородской епархией Крестецкого епископа Серафима (Велицкого) совершили хиротонию игумена Кирилла во епископа Макариевского или, по другим сведениям, во епископа Любанского.

В июле 1923 года, узнав об освобождении патриарха Тихона из-под ареста, Крестецкий епископ Серафим направил ему рапорт о хиротонии игумена Кирилла, которого характеризовал как «достойного и ревностного мужа, пользующегося уважением всего окрестного населения и всего мона[ше]ства, молитвенника и поборника за веру Христову». Пребывая по-прежнему в Воскресенском монастыре, владыка Кирилл продолжал вести энергичную борьбу с обновленчеством. В одном из своих обращений в Новгородский губисполком обновленцы просили гражданские власти «парализовать вредное действие, вносящее смуту в массы, епископов «тихоновских» Серафима [Велицкого], Кирилла [Васильева] и Иосифа [Николаевского]… Если их почему-либо нельзя удалить из Новгородской губернии, то желательно было бы их изолировать, чтобы они не могли влиять на темные массы».

В ближайшие месяцы 1923 года после своего освобождения, Святейший Патриарх Тихон, при проверке хиротоний совершенных епископом Андреем и другими епископами, хиротонию игумена Кирилла признал правильной.

В начале июня 1924 года в результате обысков в обители была обнаружена «контрреволюционная антисоветская литература» в виде дореволюционных изданий «в основном монархического содержания», сочинений Иоанна Кронштадтского, воззваний Патриарха Тихона, листы с молитвой «Державной Богородице»; были найдены скрытые от изъятия «церковные изделия из драгоценных металлов». Ревизия губернского земельного отдела показала, что организованная в официально упраздненном монастыре артель «Земля и труд» не была зарегистрирована в местных органах власти и не имела прав юридического лица. Она объединяла около 70 бывших монахов и послушников и была создана для сохранения монашеской обители. Все руководство артельными делами осуществлял епископ Кирилл, к сельским работам привлекались многочисленные богомольцы.

15 июля 1924 года епископ Кирилл был арестован вместе с группой иноков и заключен в новгородскую тюрьму. 28–30 января 1925 года епископ Кирилл был приговорен за «использование религиозных предрассудков масс в целях возбуждения против Соввласти» к 5 годам заключения. Отбывал срок в концлагере в Вологодской губернии. После досрочного освобождения в 1927 году вернулся в обитель. Был назначен епископом Маловишерским, викарием Новгородской епархии. Не поддержал «Декларацию» 1927 года заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и в середине 1928 года принял решение уйти на покой. В июле 1928 года епископ Стефан постриг его в схиму с именем Макарий в одном из храмов Александро-Невской лавры в Ленинграде, где не поминали за богослужением заместителя патриаршего местоблюстителя.

Уйдя на покой, схиепископ Макарий продолжал жить в Макариевой пустыни, служил ранние Литургии. В ночь с 17 на 18 февраля 1932 года был арестован вместе с братией монастыря (ок. 40 чел.) по обвинению в «контрреволюционной деятельности» в ходе операции ОГПУ по ликвидации всех монашеских общин на территории Ленинградского военного округа. 22 марта 1932 года приговорен Коллегией ОГПУ к 3 годам ссылки в Казахстан.

По возвращении из ссылки в 1935 году проживал нелегально недалеко от закрытого Воскресенского монастыря, в районе городов Чудово и Любань. Имел многочисленных духовных чад, окормлял нелегальные общины «непоминающих» в пределах Новгородской, Калининской и Ленинградской епархий: объезжал города и села для исполнения тайных богослужений и треб, совершал тайные монашеские постриги и священнические хиротонии лиц, которых сам готовил к принятию сана, а потому позже шутя говорил, что у него были свои духовная академия и духовная семинария. По собственному свидетельству, в течение многих лет не ночевал в одной квартире двух ночей подряд, с большими предосторожностями и постоянной опаской скитался из одного селения в другое, работал у крестьян в колхозах в качестве пастуха.

Во время Великой Отечественной войны, с осени 1941 года, находился на территории, оккупированной немецкими войсками, предположительно принимал участие в открытии закрытых храмов. В начале 1942 года вместе с келейником Вуколом (Николаевым) получил разрешение от немецких оккупационных властей и руководства Прибалтийского экзархата РПЦ переехать в Псково-Печерский монастырь. Прибыл туда в марте того же года. Вел в обители строгую молитвенную жизнь, ежедневно посещая храм. В Иванов день, 7 июля 1942 года, возглавил крестный ход вокруг монастыря.

На Страстной седмице, в ночь с 31 марта на 1 апреля 1944 года, при налете советской авиации на г. Печоры и Псково-Печерский монастырь схиепископ отказался спускаться в бомбоубежище во время вечерней молитвы и был убит осколком бомбы в своей келье.

«...Бомбили город в продолжение всей ночи, в четыре приёма, с перерывами в 40 — 50 минут. К счастью для монастыря, огромные двухтонные бомбы падали в стороне... На монастырь упал десяток бомб меньшего калибра. Одна из бомб вырвала с корнем росший на площади против трапезной многолетний дуб».

Молитвенник и Евангелие на аналое были залиты кровью. Остановившиеся часы показывали 9:47 вечера. Погребен схиепископ Макарий в Богом зданных пещерах.

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего схиепископа Макария и его святыми молитвами помилуй нас, грешных.

 

Публикации:

«Памяти схиепископа Макария (Васильева)»