Главная > Путеводитель > Святыни обители > Икона Успения Божией Матери (старая)

Святыни обители

Икона Успения Божией Матери (старая)

В 1473 году 15 августа, при освящении Успенского собора произошло чудесное исцеление слепой женщины, получившей тогда зрение от иконы Успения Божией Матери, называемой старой.

Эта икона Пресвятой Богородицы Успения (старая) явилась в пещере Псково‑Печерского монастыря в 1472 году. Это явление, как видно из древних летописей, было в начале года, в январе или феврале, ибо под 28 числом февраля того года далее в летописи говорится о прибытии во Псков князя Ярослава Васильевича Оболенского.

Она написана без изложения по ее краям важнейших событий из жизни Пресвятой Богородицы. Господь, держащий в левой руке Душу Богородицы, окружен архангельским чином (четыре фигуры), над головой Его парит херувим, Богородице предстоят апостолы Христовы. Внизу изображен нечестивец, дерзающий столкнуть одр, на котором покоится Божия Матерь и ангел, поражающий его мечом. Фон написан сверху архитектурным планом, связанным композиционно двумя фигурами святителей.

По опредению художника и иконописца Н. А. Мартынова, посетившего в 1867 году Псково‑Печерский монастырь и лично ее осмотревшего, написание этой иконы может быть отнесено к концу XI — началу XII века. К настоящему времени эта икона, вероятно, покрыта многими наслоениями, особенной последней масляной записью, сделанной посредственным художником в 1866 году при настоятеле архимандрите Феогносте.

В 1581 году чудотворная икона Успения Божией Матери (старая) была выставлена по повелению Самой Божией Матери на монастырскую ограду во время осады святой обители воинами польского короля Стефана Батория.

В то время, как Баторий стоял под стенами Пскова, воины его, отправляясь добывать себе пищу и корм для коней, разъезжали по разным селениям Псковской земли, ездили по лесам, болотам и по островам на Псковском озере, разыскивая везде разбежавшихся жителей и отводя в плен пойманных. Имение этих жителей: коровы, лошади, имущество — все становилось добычею алчных врагов, как скоро ими было найдено.

Тогда некоторые поселяне, скрывавшиеся в укрепленных местах, возлагая надежду на Господа Бога и Пресвятую Богородицу, выходили из осадных (укрепленных) городов — из Изборска, Печерского монастыря, из Гдова, из Юрьева Ливонского, из Нового Городка и ловили рассеянных по селам и лесам литовских фуражиров; иных брали в плен, других побивали и отнимали у них всю добычу. Между этими битвами русских поселян с неприятельскими отрядами особенно замечательны два случая, обратившие на себя внимание самого Батория. В октябре король отправил в свою землю множество награбленного имения с отрядом солдат, под прикрытием которого было больше тридцати подвод; тогда же были отправлены и русские пленные. Путь обозу лежал через Псково‑Печерский монастырь.

Когда обоз достиг монастыря, люди, бывшие в монастыре, тотчас напали на неприятеля и рассеяли его, а все имущество взяли и привезли в монастырь.

А наутро снова ехали от Пскова литовцы — около трехсот человек — с множеством награбленного и пленными. Печерские жители, увидев еще издали приближение многочисленного неприятеля, устремились навстречу ему, напали при реке Пачковке и разбили вражеское войско.

Рассеянные русскими, неприятельские солдаты, возвратясь во Псков, рассказали Баторию о своем несчастии и о прежних нападениях монастырских людей на королевские отряды и обозы, стараясь внушить королю, что этот город с монахами необходимо разорить или по крайней мере вывести из него людей, потому что они много вреда делают польскому войску, разбивают его отряды и даже уводят в плен воинов.

Услышав все это, король немедленно послал к Псково‑Печерскому монастырю многочисленное войско из поляков и немцев со стенобитными орудиями, под предводительством известных военачальников Кетлера и Фаренсбека.

Это было 29 октября. Пришедши к Печерскому монастырю, враги окружили его с восточной и южной сторон и 5‑го ноября начали из трех пушек бить монастырскую стену. На другой день, когда неприятелям удалось пробить стену, они вооружились, сколько было сил, и храбро пошли к пробитому месту в полной уверенности, что овладеют монастырем, а о том и не подумали, что в нем Богом зданная пещера, что это дом Пресвятой Богородицы, охраняемый Самой Владычицей, что здесь почивают угодники Божии.

А осажденные, предвидя приступ неприятеля и чувствуя всю опасность своего положения, обратились к единственному источнику всякой силы, ободрения и всякой помощи — к Богу. Для этого собор старцев, монахи и все, жившие тогда в осажденной обители, в глубокое утро понедельника 6‑го ноября, взяв из церкви храмовую икону Успения Богородицы — старую, с крестным ходом принесли ее к пробитому месту, и там — пред иконою, совершая молебствие, слезно умоляли Царицу Небесную исходатайствовать им у Бога — Сына Своего силу и крепость ополчению их к прогнанию нечестивых врагов святой веры и святого места сего. Затем с бодростью и упованием на Господа, вооружившись, кто чем мог, под предводительством осадного своего головы Юрия Нечаева смело ждали неприятеля.

Утром 6‑го ноября, когда немцы сделали приступ к пробитому месту, монахи и стрельцы мужественно встретили нападающих, не допуская их в сам монастырь. Борьба продолжалась до ночи. Враги принуждены были отступить, потеряв множество и убитых, и раненых, и попавших в плен, среди которых был и военачальник Кетлер.

Баторий, узнав о поражении своих войск под Печерским монастырем, послал туда новый отряд из храбрейших венгерцев, под начальством венгерского знаменитого вождя Петера Борнемиссы, а с ним еще четыре пушки, строго наказав этим воинам, что, если они не разорят монастыря и не перебьют людей, которые в нем, то лучше бы не воротились к нему живыми. Новый военачальник, пришедши к Печерскому монастырю, прежде всего разделил войска на две части: новоприбывших с ним венгерцев поставил на новом месте с четырьмя пушками, а немцев, которые были при первой осаде монастыря, оставил с гремя пушками на прежнем месте.

Таким образом вдруг начали бить стену в двух местах, чтобы чрез это разделить и без того слабые силы осажденных. Били два дня и пробили стену до самой земли. Тогда венгерцы и немцы напали на монастырь с двух сторон, рассчитывая, что при этом он никак не может выдержать осады и натиска такого многочисленного войска. И действительно, осажденным не было никакой возможности в одно и то же время бороться с двумя врагами, из которых каждый, без сомнения, превосходил его числом; им не было, казалось, и надежды на спасение. Но слабые числом и бессильные человеческими средствами, они были непобедимы силою веры и молитвы.

В слезах, с горячей молитвой обратились снова иноки и миряне к Пресвятой Богородице и святому Николаю Чудотворцу, и святым сорока мученикам Севастийским, и преподобным отцам Антонию и Феодосию Киево‑Печерским, и всем святым — об избавлении от такой беды.

И тогда некоему юноше Иулиану явилась во сне Матерь Божия и сказала так: «Встань и скажи инокам и всем людям, чтобы они шли к проломному месту и, не переставая, пели молебны пред образом Пречистой Богородицы, чтобы не оставляли они надежды на своего Господа и на Ту, которая родила Его, чтобы люди постоянно были вооружены и стояли крепко, а ты будешь убит. Я же не оставлю места сего и не предам его в руки врагов». Также Пресвятая Матерь Божия дала ему три монеты (сребреницы) на его потребности, так как этот юноша не имел ни обуви, ни платья нижнего.

Встав, юноша поспешил прямо к иконе Божией Матери и, помолясь пред Нею с горькими слезами, рассказал всем бывшее ему явление. В то же самое время были многие подобные явления некоторым монахам и другим духовным лицам: иные видели одного из святых мужей, как рассказал старец Спиридон Иоанникиев о преподобном Варлааме Хутынском, а иные, не видя никого, слышали голос, взывавший к ним: «Не ужасайтесь, но, как добрые воины Христовы, подвизайтесь за Дом Пречистыя Богородицы!».

С радостью услышали об этих чудесах все, находившиеся в монастыре, и тотчас же поспешили к образу Успения Божией Матери, поставленному у пробитой стены, и с плачем говорили так: «Не остави нас, Тебе предстоящих, Пречистая Владычица, но прими моление рабов Своих, ибо скорбь овладела нами».

К большему посрамлению врагов Господь умудрил и вооружил против них самих детей и жен, спасавшихся тогда от неприятеля в монастырской крепости.

Одни помогали сражавшимся, заряжая им ружья и пищали, другие брались даже сами за холодное оружие и со стены отражали неприятеля; третьи варили воду и кипятком обливали чрез ограду поднимавшихся по лестницам врагов. Там и здесь их было побито бесчисленное множество. Немногие, оставшиеся в живых, со стыдом побежали прочь.

Таким образом, новое покушение неприятеля против святой обители обратилось к новому посрамлению его. Эта великая победа над иноверными была 14‑го ноября. На другой день, 15‑го ноября, враги снова пытались было вломиться в пробитые места.

Но каждый раз встречая у сих мест и пред иконой Успения Пресвятой Богородицы соборных старцев в священных облачениях на молебном пении, с кадильным курением, возносящих горячие мольбы свои к Пречистой, и мужественный отпор со стороны вооруженных иноков и стрельцов, — каждый раз принуждены были со срамом оставлять безуспешные свои попытки.

Таким образом, сила Божия ходатайством Богородицы и молитвами святых дивно совершилась, защитив Псково‑Печерскую обитель к явному посрамлению иноверных врагов наших.

Такая чудесная защита Печерской обители изумила тогда всех врагов, не только стоявших под монастырем, но и осаждавших Псков. В польском дневнике похода Стефана Батория на Россию, веденном одним поляком, при осаде Пскова под 16‑м ноября 1581 года, пишется: «Борнемиссе с венгерцами, Фаренсбеку с немцами не везет в Печерах. Пробьют брешь в стене, — подойдут к ней, — да и остановятся, — далее идти не могут. Все удивляются, от чего это происходит! Одни говорят, что это колдовство со стороны русских, — другие, что место свято. Уже второй приступ не удается! Эти монахи творят чудеса храбрости»*.

Весть о вторичном поражении под монастырем королевского войска, и притом — самого лучшего в Европе — посрамила Батория и, может быть, на время образумила: нельзя же было не видеть, что эта обитель находится под особым покровительством неба.

В благодарность за чудесное избавление от врагов священноиноки, монахи и все, бывшие в обители во время осады ее, дали обет совершать ежегодный крестный ход с чудотворными Псково‑Печерскими иконами из монастыря во Псков в 7‑ю Неделю по Пасхе «воспоминания ради родом грядущим». Икону же Успения Пресвятой Богородицы — старую, говорит летописец, которую иноки, находившиеся в осаде, носили на молебное пение к проломному месту в стене, с благословения игумена Тихона и по завету всех людей, бывших в осаде, обложили серебром и поставили по левую сторону чудотворного образа Успения Божией Матери (в житии).

В настоящее время сия икона находится на горнем месте алтаря Успенского собора.

_________________

* Первоклассный Псково‑Печерский монастырь. Издание 2‑е, дополненное. Остров: Типография А. С. Степановой, 1893. С. 35‑36.