Проповеди архимандрита Алипия (Воронова)

Поучение в Неделю о блудном сыне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

До Великого поста осталось всего две недели. В Православной Церкви все так мудро предусмотрено в песнопениях и чтениях, чтобы приготовить души христиан к покаянию. В позапрошлое воскресенье была Неделя о Закхее. Господь Сам вошел в дом Закхея и исцелил его душу от недуга сребролюбия. В прошлое воскресенье в трогательной притче о мытаре и фарисее Господь учит нас, как молиться. В храм Божий входят два человека, чтобы помолиться: один фарисей, другой мытарь. Мы видели, как фарисей со своей молитвой, со всеми своими жертвоприношениями вышел из храма осужденным за то, что осуждал других и хвалил себя. Мытарь же за свое смирение вышел из храма помилованным. Из этой притчи мы видим, как все люди разделяются на два рода: род фарисейский и род мытарский.

Во святом Евангелии Господь говорит о нас и для нас, а потому каждый из нас должен спросить себя: кто я есть и к какому роду людей принадлежу — к фарисеям или мытарям? Если кто найдет, что он имеет в себе черты фарисея, то постарайся стать мытарем. Думаю, что никому из нас не нравится фарисей с его тщеславием, напыщенностью.

А сегодня Господь предлагает нам притчу о блудном сыне. У одного отца было два сына: старший жил всегда вместе с отцом, во всем исполнял волю отца, ничего не расточал из его богатства. Но младший не захотел жить так, как старший. Он просил отца дать ему часть имения своего, чтобы поехать в дальнюю страну и жить там по своей воле. Отец дает ему часть имения своего и отпускает, куда он хочет, то есть дает ему полную свободу.

Приехав в другую страну, младший сын стал жить там распутно и с  блудницами прожил все свое богатство, которое получил от отца. Он стал нуждаться, а в той стране случился голод. Он нанялся к одному богатому хозяину пасти свиней и рад был напитаться рожками, которыми питались свиньи, но их ему достаточно не давали. Тогда он пришел в себя и стал размышлять так: сколько у моего отца наемников, которые живут хорошо и не знают нужды, а я умираю от голода. Пойду к своему отцу и скажу: «Прими меня, отец, в число наемников твоих, ибо я недостоин называться твоим сыном». Встал и пошел.

А отец еще издали увидел своего заблудшего сына и с радостью побежал ему навстречу. Он целовал его, велел дать ему лучшую одежду и обувь, кольцо на руку надеть, зарезать откормленного теленка, устроить пир, есть, пить и веселиться от радости, что сын его вернулся живым и здоровым.

Старший же сын, придя с работы домой и услышав радость и ликование, узнал от одного слуги причину этого ликования. Он сильно рассердился и стал упрекать своего отца и осуждать младшего своего брата. Он так говорил отцу: «Сколько лет я тебе служу, во всем исполняя твою волю, но ты мне ни разу не дал и козленка, чтобы повеселиться мне с друзьями моими, а этот младший сын твой, промотавший все богатство свое, вернулся, и ты велел для него заколоть лучшего теленка». На это отец сказал ему, что "ты всегда со мной, и все мое — твое, но этот твой брат был мертв и ожил, поэтому будем радоваться тому, что он вернулся в наш дом" (Лк. 15, 31‑32).

Эта притча Господа также показывает нам два рода людей: старших и младших, но старших меньше, а младших больше. Молодежь по своей незрелости и неведению очень легкомысленна, наклонна к разным неразумным поступкам, да притом и мир со своими страстями, сластями и похотями затягивает в себя молодых людей. Вспомним и мы про себя, какими мы в молодости были ветреными, нам все казалось возможным; мы делали то, чего не нужно было делать, а что нужно было — не делали. Поэтому мы, старшие, припоминая свою молодость, будем снисходительными к молодым и не будем осуждать их.

Но, с другой стороны, Священное Писание внушает родителям быть строгими к своим детям, чтобы они не стали блудными. Иисус, сын Сирахов, пишет, что сын не должен выпрямляться пред своим отцом. Но если сын выпрямился и посмотрел дерзко на своего отца, то — пропал отец: сын вышел из его послушания. Тот же Иисус Сирахов пишет, что дочь не должна видеть улыбки отца, тогда она не будет блудной.

Как же мы можем эту притчу применить к себе? Растолковать ее мы можем так: Отец Небесный каждому из нас еще от младенчества дает богатство духовное — разум и разные способности, таланты, которые каждый человек должен употребить во свое спасение, на свое совершенствование.

Поэтому каждый из  нас пусть спросит себя: кто я есть — младший или старший сын? Живу ли я с Отцом Небесным, исполняю ли Его волю, Его святые заповеди или я удалился от Отца в дальнюю страну, где пасу свиней, питаюсь свиной пищей и умираю от голода? Если я пасу свиней, терплю голод, то постараюсь прийти в дом Отца Небесного, то есть в Православную Церковь. Отец с радостью примет кающегося грешника с распростертыми объятиями и напитает в Таинстве причащения Своей бессмертной духовной пищей — Телом и Кровью Своею.

Допустим, я художник или врач, инженер или еще имею какую‑либо специальность. Спрошу я себя: куда я трачу свой талант, полученный от Бога на спасение своей души, на поддержание ли Православной Церкви и помощь бедным нуждающимся людям или я трачу свой талант на свои плотские удовольствия, то есть на погибель своей бессмертной души?

Сегодня и апостольское чтение согласовано с Евангелием, только не каждый из нас слышит и понимает, что читают, до нас доходят только маленькие крупицы. Некоторые ничего не слышали, а некоторые хоть и слышали, да ничего не поняли. Если бы слушали и понимали, то не потребовалось бы и толкования. Так, например, сегодня в чтении Апостола говорилось, что тело наше есть храм Святого Духа. Если кто растлит этот храм, того покарает Бог. Мы должны прославлять Господа в телах и душах наших и свой сосуд соблюдать в чести и чистоте, а не в блудодеяниях.

Мы — сосуды благодати Божией. Этот сосуд с момента крещения нашего наполнен благоуханным миром, но враг рода человеческого начинает хитро подкрадываться к драгоценному сосуду и постепенно выливать это драгоценное миро и наполнять его своими мерзостями. А Отец Небесный, чтобы вернуть Своих заблудших детей в Свой дом, посылает разные несчастия — моры, глады, войны, землетрясения, чтобы дети образумились, пришли в себя, как тот блудный сын, потерпев голод, образумился.

Один знакомый мне священник рассказал такую историю: однажды в полусне или в видении — он говорил, что совсем не спал ночью,— в первом часу он вдруг очутился на центральной улице Москвы и видит, что идет его мертвый брат, весь пустой, прозрачный. Идут также и другие мертвецы — пустые и прозрачные. Он очень удивился, что бы это значило — мертвые, а идут. И сколько он их видел, мертвые шли кто из театра, кто из гостей… После этого видения он сразу написал брату письмо в Москву, чтобы тот приехал к нему. Когда брат приехал, мой знакомый священник спросил у него: «Где ты был в такое‑то время ночью? Я тебя видел пустым, мертвым, но ты шел». Брат ответил, что он в половине первого возвращался из гостей домой. Значит, это была правда — не видение, не сон, а действительность.

Это так и есть на самом деле: половина из нас, живущих, или, может, поменьше половины — мертвые, пустые люди! Ведь и во святом Евангелии Господь сказал одному так: пусть мертвые хоронят своих мертвецов, а ты следуй за Мною.

Итак, если мы старшие, если мы работаем в дому Отца, то есть веруем в Господа, держимся святой Православной Церкви и ее заповедей,— не будем гордиться и осуждать младших, которые, не веруя, отдалились от Господа и живут по своим плотским похотям. Сегодня, может быть, они неверующие, а завтра будут верующими. Будем молиться за них, чтобы они пришли к Отцу Небесному, в лоно Православной Церкви, и, если они придут, будем радоваться за них, как и повелевает в притче Господь. Не будем такими, как старший сын, который упрекал отца, зачем тот принял блудного сына. Будем радоваться, что Отец Небесный их принял на Свой Божественный пир, то есть удостоил и их святого Таинства причащения во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.