Главная > Библиотека > Проповеди > Проповеди архимандрита Алипия (Воронова) > Слово в день Собора Пресвятой Богородицы

Проповеди архимандрита Алипия (Воронова)

Слово в день Собора Пресвятой Богородицы

Когда мир был в состоянии греховного усыпления, идолопоклонства, неверия и суеверия, тогда исполнились пророчества, и сошел на землю Сын Божий во плоти человеческой, унизив Себя до последнего раба, так как родился в убогом вертепе и в скотских яслях был положен Его Пречистой Матерью. Он показал нам образ смирения. Он смирил Себя, чтобы оживотворить, оживить падший род человеческий, возвести его в высшее достоинство, соединить плоть и дух воедино.

Как отнеслись люди к этому снисхождению? Они отнеслись к этому чудесному событию по‑разному, так как в лице трех пастухов не все люди удостоились поклониться Господу, повитому пеленами и лежащему в яслях. Им явился сначала Ангел, а потом множество Ангелов Небесных, которые воспевали песнь «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Эти пастухи нам символизируют простых людей, в большинстве своем неграмотных или малограмотных, которые имеют простые детские сердца и веруют без доказательств. Господь сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Вот и среди нас, приходящих в храм Божий на молитву, большинство — простые люди, малограмотные и неграмотные старушки. Такие люди в своих сердцах видят Господа, лежащего в яслях, и Пречистую Его Матерь; им не надо заглядывать в истории, перелистывать книги, чтобы найти доказательства, есть Бог или нет, они и так видят Его в своем сердце, и кто из безбожников сможет их убедить, что нет Бога; они не принимают этих убеждений безбожников, не реагируют на них, так что безбожники напрасно стараются в этом. Бог есть истина, не требующая доказательств. Бог есть аксиома, которая не доказывается, но воспринимается верой, сердцем.

Но не все из таких простых людей имеют чистые верующие сердца. В Вифлееме было тоже много пастухов, но из них удостоились видеть и поклониться Господу только трое.

Но вот приходят на поклонение Господу и приносят свои дары ученые люди — звездочеты, волхвы, или, как их еще называют, «восточные мудрецы». Они принесли Господу золото, ливан и смирну. Золото — как царю, ливан (ладан) — как Богу, и смирну — как страдальцу.

Волхвы, изучающие звезды, знали древние предания персидского пророка Валаама о появлении звезды от востока. Они знали и пророчество Исаии. Появление новой звезды, по древнему преданию, означало рождение в мир великого человека. И вот пришло время: ученые люди, волхвы, увидели необыкновенную звезду, и они, просвещенные не только земной мудростью, но и Божественной, поняли, что родился в мир Великий Царь неба и земли. И отправились мудрецы в дальнее путешествие, чтобы поклониться Ему и принести дары.

По древнему преданию, их отправилось много, но удостоились увидеть Великого Царя только трое. Все же остальные, нагруженные всякими запасами и сопровождаемые слугами, погибли в пустыне; одни из них заблудились, другие достались в пищу львам. С ними так случилось потому, что они думали слишком много о своем теле, о покое, об удобствах, слишком надеялись на себя, свой ум и богатство, но не на помощь Божию. Это всегда случается с людьми, которые делают многие запасы на многие дни; но эти дни Господь от них отнимает, и они умирают, не прожив этих дней.

Мне приходилось быть очевидцем, как на войне некоторые, боясь голодной смерти, брали с собой на спину мешки с сухарями, чтобы продлить свою жизнь, а не сражаться с врагом; и эти люди погибали со своими сухарями и не видели многих дней. А те, которые снимали гимнастерки и сражались с врагом, те остались живы.

Есть много ученых, которые одарены земной премудростью; эта их ученость полезна для земной жизни, но они не имеют Божественной премудрости для вечной жизни. Поэтому этот дар земной премудрости малозначителен. Есть люди большого ума, одаренные Божественной премудростью. Они стремятся к познанию Бога и познают Его из Священного Писания, но таких людей мало. Современные ученые сейчас совершают много полетов в воздух и думают еще летать во Вселенной. Одни из них очень любознательны — хотят знать, что на планетах; другие же хотят видеть Славу Божию, то есть Бога, но они Его не видели и никогда не увидят и погибнут в пустыне своих заблуждений, как те волхвы, которые не достигли своей цели — поклониться Великому Царю.

В Писании сказано: «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Притч. 15, 3); и еще Господь сказал во Святом Евангелии: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Поэтому если ум просвещен Божественной премудростью и в сердце живет Бог, то не надо Его искать где‑то высоко в небе. Если же Его нет в сердце, то нигде невозможно найти Его, как не нашли те волхвы, которые погибли в пустыне. Бог как Дух Вездесущий находится везде, на всяком месте вокруг нас. Он нам дает дыхание и жизнь, и стоит только нам с верой призвать Его, как Он вселяется в наше сердце, очищает, просвещает его, дает духовную жизнь. Без веры невозможно угодить Богу и увидеть Его.

Мы слышали в Евангельском повествовании, как младенцу Христу поклонились три пастуха, три волхва; новеликое множество народа, бывшего в Вифлееме по случаю переписи, ничего не знало о рождении Спасителя. Все они суетились о своих удобствах (как устроиться на ночлег, встретиться с родными, как записаться и как угодить земному царю и прочее) и не знали, что Творец всей вселенной, обладающий всеми удобствами и дающий их людям, лежит в убогом вертепе, повитый пеленами, в скотских яслях и скоты согревают Его своим дыханием.

Такие люди и сейчас живут среди нас: суетятся, мечутся; для них как будто нет другого интереса, как только хорошо поесть, попить, поспать, хорошо одеться, иметь большие запасы и всякие удобства этой временной жизни. А вечной жизни для них и не существует. Как мало людей, которые отрешились полностью от суеты земной и отдают свое сердце Господу, но остальные все — неверующие и не видят Его, лежащего в яслях, окруженного Ангелами. Очень жалки такие люди!

Все мы, собравшиеся в храм на молитву в большом количестве, подумаем о себе, к кому мы ближе: к числу пастухов и волхвов или к тем суетившимся людям в Вифлееме, угождавшим земному царю и себе. Это очень важно для нас. Я думаю, что и среди нас найдется очень мало людей, которые видят в своем сердце Господа, лежащего в яслях, и Пречистую Его Матерь. Слишком мы осуетились и погрязли в своих плотских страстях, которые вросли в нашу натуру и не дают нам видеть Господа и Пречистую Его Матерь.

Но ведь Господь родился для того, чтобы спасти нас, чтобы мы могли с Его помощью очищать себя и приносить Ему дары — веру, чистое житие и любовь. Среди нас, христиан, находятся люди, мало сведущие в Писании, которые вступают в споры с безбожниками, пытаются доказать им истину Божию. Такие люди поступают очень неразумно, ведь Господь Иисус Христос не велел «бросать жемчуг свиньям» (Мф. 7, 6), ибо они не поймут и растопчут его ногами, потому что свинью не сделать человеком, она и останется свиньей, и не нужно напрасно трудиться и делать себе неприятность.

Если есть у кого святые мысли и чувства, старайтесь удержать их при себе, не бросайте их под ноги недостойных людей, ибо они не поймут ваших мыслей и чувств. Будьте как воины на страже своего сердца, внимательно следите за собой, очищайте свое сердце от всякой скверны плоти и духа, не реагируйте ни на что окружающее; пусть другие идут путем, который им нравится, а вы идите узким путем, чтобы смогли увидеть в своем сердце Господа, лежащего в яслях, и Пречистую Его Матерь и воспеть вместе с Ангелами «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Аминь.

26 декабря /8  января 1962 г.