Проповеди архимандрита Алипия (Воронова)

Слово в Неделю о Страшном суде

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Православная Церковь вспоминает Страшный суд Божий. Евангелист Матфей свидетельствует нам в сегодняшнем чтении Евангелия о пришествиях Господа — первом и втором. О том же свидетельствуют другие книги Священного Писания, но только для нашего малого детского ума эти свидетельства непонятны, так как написаны они иносказательно.

Самая главная книга, которая говорит нам о втором пришествии Господа Иисуса Христа и о Страшном Его суде над миром — это Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова, которая запечатана печатями для умов человеческих. Так как эта книга написана разумом Божиим, то ее и надо читать, имея разум, просвещенный Святым Духом. Но многие прежние и современные богословы избегают ее читать, так как находят ее очень непонятной, неудобной для ума человеческого. Но я не советую вам избегать этой книги, пусть многое в ней непонятно, но ее надо читать, так как в начале этой книги написано: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего» (Откр. 1, 3). Ее надо читать и молить Господа о том, чтобы Он открыл и объяснил ее содержание, и Господь откроет. В основном, в ней говорится о  Страшном суде Божием.

В четырнадцатой главе Откровения говорится о скошенной траве, что означает уничтожение народа. У ветхозаветного пророка, кажется, Иезекииля, также говорится об этом. Этот пророк вышел в поле, где был царский покос. Он был весь скошен. Тогда пророк стал просить Господа, чтобы Он пощадил малый Израильский народ. Господь на это ему сказал: «За то, что этот народ малый, избранный Мной, и за то, что ты болеешь за него душой, Я пощажу его». Вот как ветхозаветные пророки болели за народ. Вообще, в Священном Писании жизнь человека сравнивается с жизнью травы. Так, пророк Давид в своем псалме говорит: «Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его» (Пс. 102, 15‑16). Жизнь травы в руках Божиих; и жизнь человека — в Божиих руках.

Во второе пришествие Христово все будет уничтожено. Небо и земля сгорят, и будет новое небо и новая земля, и будет определена участь каждого из живущих на земле по делам их. А что небо и земля сгорят — в этом нет теперь никакого сомнения ни у кого из живущих на земле. Всего лишь 20—30 лет тому назад, не больше, наука утверждала, что кончины мира не будет, но с открытием атомов это сомнение устранилось, и теперь все боятся и трепещут этого страшного всемирного пожара, который обязательно произойдет. Будем все гореть, но все же те, которые в этой жизни веровали в Единородного Сына Божия и оправдали свою веру делами, будут подняты на облаке на небо, а те, которые отвергали учение Иисуса Христа и приняли учение сатаны, внушившего им, что ничего не случится, а потому ешь, пей, веселись в этой жизни в свое удовольствие, такие люди будут гореть в этом пламени во веки веков, и никакого помилования не будет, потому что прошло время помилования, а настало время суда Божия.

Как толкуют святые отцы, источником мучения будут в основном угрызения совести, сознание того, что я мог бы избежать этого мучения, мог бы принять учение Христа, веровать в Него, жить по Его святой воле, но я не хотел, я добровольно отверг все это как легенду. Вот это сознание своей добровольной погибели и будет источником мучения каждого, попавшего в адский огонь.

Сегодня евангелист Матфей нам повествует: суд Божий идет, Господь разделяет людей направо и налево. Правостоящих Он благословляет и говорит им: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф. 25, 34‑39).

Посмотрите, как скромны эти благословенные праведники, они спрашивают Его: как мы все это сделали Тебе, когда мы не видели Тебя. Но Господь им говорит на это: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).

Тогда Господь скажет и тем, которые по левую сторону от Него: «Идите от Меня, проклятые, в огонь
вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф. 25, 41‑44). Господь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 45‑46).

Человек есть разумнейшее и прекраснейшее  всех существ на земле. Он сотворен по образу и подобию Божию, вмещает в себя всю вселенную. Внутри каждого человека живет Святая Троица — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Живут в нем и ангелы. Сатана со своими служителями — бесами — также проникает внутрь человека и навязывает ему свое господство. Все, что человек делает доброго, это не он делает сам, это доброе творит в нем Святая Троица. Скромный человек ничего себе не приписывает: все доброе, что он делает, для него есть обыкновенное, привычное дело, и делает он его тайно, не для славы
людской, но для славы Божией, как говорится, «левая рука… не знает, что делает правая» (Мф. 6, 3). А все злое происходит от сатаны и его служителей. Бог дал человеку свободную волю, и от самого человека зависит обречь себя на вечные муки или вечное блаженство. Это явится следствием того, с кем человек подружится — с Богом или сатаной, кому он захочет служить.

Итак, от тебя самого зависит, чью захочешь ты творить волю — Божию или сатаны. Если будешь исполнять волю сатаны, то и будешь вечно мучиться с ним и его служителями — бесами в вечном пламени. Сатана за свою гордость ниспал с неба и увлек за собой третью часть ангелов. Вместо павших ангелов Господь восполнил их число святыми угодниками, которые за свою праведную жизнь на земле и царствуют теперь на небе с Богом и ходатайствуют за  нас пред Ним, а во второе пришествие Иисуса Христа они будут судьями.

Но низверженный сатана со своими ангелами — бесами в своей ярости и зависти обрушился на  людей, чтобы и их погубить. Он вообразил себя богом и хочет, чтобы люди воздавали ему божеское поклонение, и этим он старается привлечь людей к вечной погибели. Успех он имеет большой, но не над всеми людьми, а лишь над третьей частью всех людей. Он помрачает их умы и  внушает им, что совсем нет Бога и нет никакой вечной жизни. Это самое страшное направление человеческой мысли. Как жалок и несчастен человек, который имеет такое направление и внушает его другим. От этого происходят всякие неустройства, всякое неблагополучие на земле; и напротив, как блажен человек, который поверил слову Христа: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 47).

Христос сошел с неба на землю и возвестил людям, что Его послал Бог Отец возвестить всем живущим на земле о вечной жизни тех, которые будут веровать в Единородного Сына Божия, то, что Он сошел с неба на землю, Он подтвердил многими чудесами. Тысячи, десятки тысяч, миллионы святых своей праведной жизнью доказали, что есть другая, лучшая, блаженная вечная жизнь. Многие из них еще при жизни в теле были восхищены на небо и испытали райское наслаждение. Например, апостол Павел, Серафим Саровский, Андрей, Христа ради юродивый.

Но диавол, клеветник, завистник и льстец, клевещет на Бога, будто Он неправильно сказал, что есть вечная жизнь. Дьявол внушает людям, чтобы они не верили словам Иисуса Христа о вечной жизни, а верили ему, сатане, что совсем нет никакой вечной жизни. Горе тем людям, которые верят этой клевете! Такие люди никогда не найдут себе покоя, будут вечно кусать свои языки и скрежетать зубами в вечном пламени.

Но блаженны те, которые поверили словам Иисуса Христа и отвергли сатанинскую ложь; такие люди будут вечно жить со Христом.

Нашлись в мире один или два человека, которые в своем помрачении ума объявили: «Нет Бога и нет никакой вечной жизни». Мир поверил им и пошел за ними. А Христу, Который сказал «будете иметь жизнь вечную», не поверили. Истину отвергли, а ложь приняли. Это самое страшное направление ума, бегите от таких людей как от огня. Такие люди обычно думают: земная жизнь короткая, каких‑нибудь шестьдесят, семьдесят, восемьдесят лет обидно прожить, не испытав ничего. А чтобы испытать земные удовольствия, надо стать мошенником, надо воровать, обижать людей и не помогать никому — одним словом, жить животной жизнью, только для себя, для своего «я». Ешь, пей, веселись, ибо завтра, может быть, умрем, а потом ничего не будет. Так обычно говорят они. Око человека завистливое, хочет иметь очень много, чтобы удовлетворить свою плоть. Поэтому такие люди и пускаются на разные мошенничества, не имея страха Божия.

Как уже упоминалось выше, люди разделяются на три категории. Первая категория — это святые, которые восполнили число падших ангелов и будут нам судьями во второе пришествие Господне. Вторая категория — это те, хотя и грешные, потому что невозможно, живя в этом мире, не согрешить, но они веруют в Господа Иисуса Христа, что Он пострадал за нас, умер и воскрес. Ради этой веры Господь и оправдает их Своею кровию, пролитою на Кресте. Третья категория — это люди, которые добровольно отвергли учение Христа о вечной жизни, подружились с сатаной, утвердили себя в мысли, что нет никакой вечной жизни; это направление, свои ложные мысли, проповедали другим, за что лишили себя вечной блаженной жизни и обрекли себя на вечное мучение.

Так будем же молиться, чтобы Господь не отринул нас от Своего лица, будем умолять и Пречистую Матерь Божию, Которая постоянно молится Сыну Своему, чтобы вытащить нас из пучины адской и привести к покаянию и к исправлению жизни. Будем молиться, чтобы Господь записал нас в книгу вечной жизни и причислил к стоящим по правую сторону во второе Его пришествие и даровал Царствие Небесное, которое будет продолжаться во веки веков. Аминь.