Проповеди схиархимандрита Александра (Васильева)

Неделя Богоявления

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2),— говорит нам сегодня Сам Господь Иисус Христос, начиная Свое служение роду человеческому. Эти слова мы слышали и в прошлое воскресенье от Святого Иоанна Крестителя, который призывал иудейский народ к покаянию и крещению. А сегодня мы слышим такой же призыв от Самого Спасителя.

Вся наша жизнь должна быть исполнена покаяния, так как мы постоянно грешим. Если грешим по своей немощи, то Господь прощает нас и дает снова Свою благодать, видя наше сокрушение. Но если человек грешит произвольно, не думая об исправлении, то такой человек сам себе готовит вечную погибель.

Нашу веру невозможно отделить от покаяния, она неразрывно связана с ним. Одна вера без покаяния бесплодна, она есть мертвая вера. Деятельная вера приносит свои плоды через покаяние. Во младенчестве мы крещены, и тогда через своих восприемников дали обещание служить Господу, жить свято и непорочно. Крещение совершенно очищает человека от грехов, как бы они ни были тяжки, а через таинство миропомазания крещеный получает дар Духа Святаго, независимо от дел крещаемого. Этот дар укрепляет человека в духовной жизни и ведет ко спасению. Этот дар Духа Святаго, по словам апостола, нельзя угашать: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 19). Его необходимо возгревать в себе молитвами, покаянием, благочестивой жизнью по заповедям Божиим.

Господь от нас ничего не требует, как только веры в Него и смиренного, сокрушенного сердца. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50),— говорит псалмопевец. К смиренному и сокрушенному сердцу не касаются никакие искушения. Но, если в сердце нет смирения и сокрушения, то в нем ад, оно неспокойно, мятется, когда слышит оскорбление, будь оно справедливым или несправедливым. В таком сердце затаивается зложелательство, оно мучится от воспоминаний, и это мучение может продолжаться долго, независимо, хочет или не хочет этого человек. Он не замечает, как от него отошла благодать Божия, а отошла она из-за гордости и недостатка смирения и сокрушения.

Смирение и сокрушение сильнее всяких разумных догматов действует на врага рода человеческого — диавола. Вспомним такой пример.

Святитель Тихон Задонский вел разговор с одним неверующим молодым человеком и доказывал ему Божественные истины. Молодой человек рассердился и ударил святителя по лицу. Что же святитель? Он со смирением пал в ноги этому юноше и сказал: «Прости меня, брат, за то, что я довел тебя до такого состояния!» Такое смирение святителя так подействовало на юношу, что он упал ему в ноги и стал просить прощения. Этот пример ясно доказывает, какую силу имеет смирение. Научные догматы только раздражали его, а смирение святителя покорило в юноше дух неверия.

Человек, который идет на исповедь и не сознает своих грехов, кощунствует против Бога, нанося Ему оскорбления. Исповедники, которые идут на исповедь без смирения и сердечного сокрушения и только механически повторяют слова: «грешен, батюшка», не сожалея и не чувствуя в себе никакого греха, идут к Святому Причащению только в свое же осуждение.

Преподобный Серафим Саровский говорит, что цель нашей жизни — это стяжание благодати Святаго Духа, а ее можно стяжать только через искреннее раскаяние в своих грехах. Господь от нас требует смиренного и сокрушенного сердца, всецелого предания себя воле Божией.

Да поможет нам Господь иметь сердечное сокрушение о своих грехах и быть снисходительными к ближним, прощая все немощи их, тогда и Господь нас простит. Аминь.