«Для меня жизнь другого мира более реальна, чем моя жизнь здесь»
60 лет назад, 15 апреля 1962 года, отошел ко Господу иеросхимонах Михаил (Питкевич), один из Валаамских старцев, прибывших в Печорскую обитель в 1957 году.
Отец Михаил прожил в Печорах последние пять лет свой многотрудной подвижнической жизни. Слабый и полуслепой старец не выходил из своей кельи, но ежедневно в одиночку совершал в ней Божественную литургию. Престолом служил высокий квадратный стол, покрытый белой холстиной.
Совершать Божественную литургию каждый день старцу благословили еще во время жизни в Валаамском монастыре. В 1939 году во время финской войны Валаам был эвакуирован, отцы вывезены в одну из финских деревень. В книге «Великие русские старцы» приводится воспоминание о том, как старец совершал Литургию в отсутствие всяких условий: «Отделив в сарае, где был сложен разный хозяйственный хлам, уголок, он его вычистил, прибрал, устроил там престол на снятой с петель старой двери, все вокруг закрыл пеленами, поставил иконы и на антиминсе совершал службу...»
Отец Михаил пережил тяжелые гонения в Ново-Валаамском монастыре за отказ принять григорианскую пасхалию. Братия тогда разделились. Небольшая часть монахов отказалась принять «новый стиль», сочтя это изменой канонам Церкви, и этим обрекла себя на бескровное мученичество и исповедничество. Проведя десятилетия в необычайно сложных условиях, будучи тяжело больным и изможденным, старец сохранил мирное устроение души и оставил поразительные наставления о душевном мире для своих духовных чад.
— Пока мы не имеем мира в душе, — мы не можем зреть Бога. Мы пребываем в непонимании прошлого — даже в границах, дозволенных Богом. Но мы также не знаем, что нам делать сейчас и что должны стремиться делать в будущем. Если мы не имеем мирного духа, это означает, что внутренне мы ослеплены страстями, мешающими нам видеть мир в его истинном свете. Но когда мы обретаем внутренний мир, наши страсти становятся управляемыми, и мы ясно видим, кто мы и куда мы идем.
— Лишь в глубоком душевном мире можешь ты видеть Бога и понимать Его волю. Все наши труды, какими бы надежными и основательными они казались, построены на движущихся песках и рухнут — как тот дом на песке, о котором мы читаем в Евангелии, — если мы не обретем мира в душе и не узнаем, где строить и как строить.
— Смерти нет, есть только переход из одного состояния в другое. Лично для меня жизнь другого мира гораздо более реальна, чем моя жизнь здесь.