Главная > Библиотека > Публикации > Его келья всегда была открыта

Публикации

Его келья всегда была открыта

Об отце Анатолии (Семёнове) рассказывает митрополит Псковский и Порховский Тихон:

«26 апреля 1986 года отошёл ко Господу удивительный подвижник Псково-Печерского монастыря, смерти которого я бы пожелал каждому из монашествующих. Его звали иеродиакон Анатолий. Безрукий диакон — руку ему оторвало на Великой войне. Придя с фронта в Псково-Печерский монастырь, он прожил здесь много десятков лет.

Я как сейчас помню: тридцать пять лет назад, в четверг, была баня. Отец Анатолий был в бане вместе с отцом Мефодием, его искренним и преданным учеником. После баньки отец Анатолий вдруг говорит: «Мефодий, что-то я ослаб…»  Отец Мефодий взял его под руку, отвёл в келью, из которой отца Анатолия через несколько дней вынесли на отпевание в храм.

Была служба — Лазарева суббота. В 1986-м году служил литургию в Лазаревском храме отец Таврион; я пономарил. Отец Таврион взял Святые Дары; мы прошли в келью отца Анатолия (где сейчас живёт отец Мефодий) и причастили отца Анатолия, который был в полном уме и здравии, только очень слабый. А когда вечером мы поднимались в Михайловский собор на службу Входа Господня в Иерусалим, раздались — один за другим — двенадцать ударов колокола, возвествующие о том, что кто-то из братии отошёл в Царствие Небесное ко Господу. Этим монахом был отец Анатолий.

Его келья всегда была открыта. Днём и ночью мы могли прийти к нему и попросить у него книги. Он был библиотекарем. Книг тогда было совсем мало — шёл 1986-й год. У него хранилось большое количество книжек, которые он нам щедро раздавал. Он был абсолютно молчалив; почти ни с кем не общался; был образцом монаха.

Мы видели, что он все эти годы занимался чем-то важным и бесконечно ему дорогим, вдохновляющим его на всю его монашескую жизнь и на смерть, потому что он пришёл умирать в обитель, как настоящий монах. Отец Анатолий ходил пред Господом. Это была его великая тайна и совершение задачи каждого из монахов. Другой задачи, чем непрестанная молитва и хождение пред Богом, у монаха нет.

Когда Господь явился Аврааму, Он сказал: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною» (Быт.17:1). В Книге Бытия мы читаем о единственном качестве Еноха (Быт.5:22) и Ноя (Быт.6:9), которое упоминается там — «они ходили пред Богом».

Пребывание в покаянии (что самое главное!) умными очами пред взирающим на нас Господом; осознание самих себя как перст, как ничто, как недостойное творение Божие; созерцание, по мере сил и возможностей, с этого жертвенника смирения Господа, Создателя, Творца нашего, Промыслителя, Спасителя и будущего милосердного Судьи — это главная задача монаха. Никакой другой задачи у монаха нет Всегдашняя молитва и всегдашнее смиреннейшее пребывание с Богом. О том же говорится у пророка Илии; о том же и у Царя Давида: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс.15:8). Именно это и есть задача монаха — умная сердечная молитва, гласная или безгласная. Как пишут Святые отцы, тогда эта молитва научит нас всему: как мерзка пред Господом гордыня, самость, самооправдание — всё это разрушает предстояние пред Богом. Как драгоценны пред Господом кротость, смирение и послушание! Эти качества укрепляют и увеличивают благодатное ощущение сопребывания Богу. Именно в этом то самое созерцание, которого мы недостойны; но о котором мы читаем у Святых отцов, когда, как они пишут, восторг охватывает душу от созерцания Божественных совершенств; смиренный, кроткий восторг охватывает душу от того, что Всесовершеннейший Господь спасает нас — падших, тонущих во грехах и самости своей. Тогда не надо учить духовной жизни. Молитва сама учит и смирению, и правильному стоянию пред Господом».

 

Жизнеописание иеродиакона Анатолия