Как архимандрит Алипий (Воронов) отвечал на антицерковную пропаганду
В 1963 году, в разгар антицерковной пропаганды, большим тиражом была издана книга эстонского журналиста Геродника «Правда о Псково-Печерском монастыре». До этого автор отметился клеветническими статьями об обители, где, в частности, писал: «Нет сомнения, что в недалеком будущем яркий свет коммунизма выкурит из пещер и щелей печерских холмов “черную мораль”.
В ответ на «труд» Геродника наместник архимандрит Алипий (Воронов) написал статью «У истоков русской истории». Статья эта тогда так и осталась неопубликованной, она хранится в монастырском архиве. Вот некоторые выдержки из нее:
«Брошюра “Правда о Псково- Печерском монастыре” рассчитана на верующих. На титульной обложке даже дана рубрика — “Беседы с верующими”. Но, предпослав ее, Госполитиздат не учел, видимо, одного: среди верующих есть не только невежественные люди. Можно назвать немало людей, имеющих высшее образование, превосходно знающих не только технические и гуманитарные науки, но и теологию.
…Хочется посмотреть глазами самого же Геннадия Геродника, из кого в нашей стране состоят “силы мракобесия”: “Часа три продолжалась служба у Чудотворной, а люди все шли и шли. Правда, отжившую традицию поддерживают, в основном, старухи, в промежутках с ними попадаются люди среднего возраста, а изредка молодежь. Кто они? Колхозные механизаторы, доярки, свинарки, рыболовы, льноводы, работницы промкомбината местной промышленности. Дома у них стоят радиоприемники и телевизоры. Некоторые из них приехали в монастырь на собственных машинах. И вот эти современники бригад коммунистического труда и космических полетов, раболепно гнут спину перед иконой”.
Так вот, значит, из кого в нашей стране состоят силы мракобесия: из современников бригад коммунистического труда и космических полетов, из доярок, свинарок, рыбаков, льноводов, колхозных механизаторов! Это не выдерживает никакой критики, не только с позиций верующих, но и с позиций атеистов. И, видно, забыл автор брошюры, что “старухи, поддерживающие отжившую традицию” — это, в основном, солдатские вдовы и матери, потерявшие в последнюю вой ну своих мужей, сыновей… И им дорога эта традиция, где каждый день в молитвах вспоминаются умершие родные и близкие.
А ведь давно пора бы сказать правду о Псково- Печерском монастыре, именно правду. Ту правду, которая также написана в книге. Это книга почетных гостей монастыря — своеобразная летопись обители. И ее содержание отражает истинные мысли, чувства и пожелания людей, посетивших это чудесное место. Здесь оставили записи сотни деятелей культуры нашей страны и из-за рубежа, представители министерств, иностранных посольств, писатели, журналисты.
Я приведу лишь несколько записей. Посол республики Индии Н. Г. Каул записал, что в этом месте больше, чем где-либо в другом, душой и сердцем чувствуешь настоящую Русь. Он выражает уверенность, что Псково- Печерский монастырь всегда будет источником этого удивительного чувства, всегда будет вселять в сознание людей мысли о великом единстве всего человечества.
А Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии, Павел Кадочников, записал: “Все то, что я видел сегодня, все то, что слышал, произвело на меня огромное впечатление. Это надо хранить, это надо беречь, этому надо помогать! И нет цены тем, кто это хранит!”»