Главная > Библиотека > Публикации > "Покайся, и ты познаешь моего Бога!"

Публикации

17 марта 2022 г.

«Покайся, и ты познаешь моего Бога!»

Вот уже почти 4 года минуло со дня ухода от нас нашего дорогого батюшки Адриана. Господь даровал мне быть свидетелем его необыкновенного служения Богу и людям. 

За 30 с лишним лет жизни в Печорах и работы в монастыре передо мной прошли десятки, а может, и сотни судеб совершенно разных людей, приезжавших за духовной помощью к старцу. Если начать рассказывать о каждом — наберется целая книга историй о чудесной помощи, которую они получали от отца Адриана. Помощь эта являлась сразу, да и сегодня можно свидетельствовать о том, что старец не оставляет нас своими молитвами. 

При внешней строгости, даже суровости, и углубленности в себя, батюшка Адриан был необычайно добр и сострадателен. Много раз, обращаясь к нему за молитвенной помощью для себя или кого-либо, видела его горячий отклик и абсолютную сосредоточенность.

Вспоминается один случай. Однажды позвонила знакомая, живущая в Европе, и очень просила молитв за нашего дипломата, арестованного там по ложному обвинению. Дипломат этот был из потомственных; пятно ложилось на всю семью, не говоря уже о нем самом, готовым наложить на себя руки от такого позора. Молодой человек, отец двоих детей — он только пришел к Богу, начал исповедоваться и причащаться; и такое серьезное испытание было ему ниспослано. Передав отцу Адриану просьбу, я увидела, как он весь внутренне собрался: «Самоубийство — грех страшный, нельзя! Буду молиться за него!»

Спустя какое-то время знакомая позвонила вновь, рассказывая о своих проблемах. На мой вопрос о том человеке ответила: «Да слава Богу, доказали, что обвинение ложное; его освободили». Говорю: что ж не позвонила, я бы поблагодарила батюшку за молитвы… 

Вспоминая свою жизнь при старце, сожалею о том, как редко его благодарила, воспринимая постоянную молитвенную помощь, как нечто само собой разумеющееся. «Живёте здесь, как под хрустальным колпаком», — говорила приезжавшая к отцу Адриану моя знакомая. Точнее не скажешь: именно «хрустальный колпак» благодати Божией, носителями которой были в том числе и другие наши дорогие старцы, которых посчастливилось мне застать: отец Серафим, отец Иоанн, отец Феофан, отец Досифей, отец Александр… 

Мы знаем множество случаев молитвенной помощи старца Адриана, но есть и такое, что не определяется разовым чудом. Это постепенное изменение всей жизни человека и направление его по единственно правильному пути — пути к Богу. И на этом долгом и многотрудном пути старец принимал на себя всё: упорство и нежелание чада идти спасительным путем: непослушание, ропот, а иногда и предательство. 

Путь послушания — нелегок; враг не хочет нашего спасения, постоянно испытывая нас различными искушениями. Часто о. Адриан поручал, на первый взгляд, абсолютно неисполнимое. Поначалу это вызывало обиду и недоумение. Я даже спрашивала духовно опытных священников, чего хочет добиться от меня старец этим. Один объяснял, что батюшка — ученик Глинских старцев, а те часто намеренно испытывали своих чад скорбями. Другой, выпускник Духовной академии, по долгом размышлении, дал и вовсе неожиданный ответ: «Отец Адриан – это темный лес…». 

«Темный лес» — точнее не скажешь, ведь на вопросы, почему он делает то или другое не так, как все остальные монахи, старец часто отвечал: «Они не отчитывали». 

Батюшка много лет, еще во время пребывания в братии Троице-Сергиевой лавры, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I совершал особый молебен, во время которого читал заклинательные молитвы на изгнание из человека падших духов. Митрополит Тихон (Шевкунов) в своей книге «Несвятые святые» рассказывает, как именно отчитка стала причиной перевода отца Адриана из лавры в Печоры, что называется, «с глаз долой».

В начале 1990-х годов отец Адриан еще продолжал отчитывать бесноватых, коих в Печорах было довольно много со всех уголков страны. Не поверите, но до сих пор в обитель пишут, звонят с вопросом: отчитывают ли у нас бесноватых? И сообщают, что их благословили обратиться в Печоры их духовники. Когда отвечаем, что отчитки не проводятся с 1991 года, очень удивляются. 

Об отце Адриане я узнала от своей знакомой, которая в конце 1980-х очень глубоко стала изучать буддизм, но после поездки в Псково-Печерский монастырь и встречи со старцем Адрианом вернулась оттуда совершенно другим человеком: старец принял ее покаяние, совершил чин присоединения к Православной Церкви. Рассказывала она и об отчитках. Прослушав ее рассказ, как нечто фантастическое, я решила, что надо бы когда-то тоже съездить и увидеть все это своими глазами. По словам моей знакомой, в Печоры, поближе к старцам, в последнее «смутное» время Перестройки съезжаются москвичи, питерцы, среди них и люди творческих профессий. Позже, познакомившись с собравшимися в Печорах людьми и анализируя причины нашего сюда попадания, мы в шутку называли это «Репкой»: когда «бабка за дедку, внучка за бабку» и т.д. 

Случай съездить в Печоры неожиданно представился очень быстро: необходимость была у моей попавшей в беду подруги; я же ехала просто так, за компанию. 

Сидя в очереди на прием к отцу Адриану и наблюдая, как маленький седой старичок приглашает зайти очередного посетителя, я решала: что же спросить у него? В то время мне предложили составить сборник из житий святых детей. Вот и спрошу благословения на книгу, — решила я. 

Зайдя в маленькую каморку и очутившись с ним, что называется, глаза в глаза, я обратилась к нему с этой просьбой. Но получила совершенно неожиданный ответ… Это было подобно вспышке: время в тот момент сжалось или растянулось — может, прошло несколько секунд, а может, час. За этот отрезок времени моя жизнь перевернулась абсолютно, словно песочные часы, хотя в тот момент я еще этого не осознавала.

А на следующий день после разговора со старцем мы попали на отчитку, где открылся совершенно явно другой мир. И стало очевидно, что после увиденного невозможно выйти и пойти жить как прежде, бездумно и безответственно: Евангельская притча о Гадаринском бесноватом обрела реальность. И то, что этот невидимый мир, где идет жестокая борьба за человеческую душу, смертельная борьба, существует, было показано наглядно. 

Было одновременно страшно, но и до слез жалко этих несчастных. А старец, как бы не замечая творившийся вокруг ад, продолжал сосредоточенно молиться. Невозможно было смотреть на страдания бесноватых людей, детей, подростков, на их еще молодых, но почерневших от горя родителей — всю отчитку я проплакала. 

Меня поразила тогда девочка-подросток, зарычавшая мужским голосом, как только батюшка Адриан начал читать заклинательные молитвы. Рядом стояли седые и согбенные, словно глубокие старики, ее родители. Позже я узнала, что семья была вполне благополучной: отец — главный инженер крупного завода, мать — домохозяйка; жили безбедно. Дочь отлично училась, но в какой-то момент заболела — и вся жизнь семьи перевернулась… 

Многие священнослужители упрекали отца Адриана за отчитки: не стоило, мол, тратить столько сил. Но старец был невероятно сострадательным, воспринимавшим чужую боль очень остро; и именно этим объясняется его невероятный подвиг помощи страждущим на протяжении всей жизни. 

«Молиться за бесноватых — значит ‟кровь проливать”», — писал в 1991-м году отцу Адриану старец архимандрит Софроний (Сахаров), отвечая ему на вопрос о том, стоит ли продолжать отчитки. Батюшка в то время «проливал кровь», помогая больным, поток которых в разы увеличился после телевизионных «сеансов» разного рода экстрасенсов. Но, получив облегчение, эти люди уезжали и продолжали жить без покаяния, без Церкви. А именно за это и ратовал старец, «проливая кровь». 

«Возможно, что вы сейчас, после столь многих страданий, уже не имеете сил. Поэтому, если это возможно, отказывайтесь от этого подвига», — советовал отец Софроний. 

И отец Адриан послушал совета опытного отца Софрония и закончил проводить массовые отчитки. Знаю, что в исключительных случаях, по архиерейскому благословению, он отчитывал кого-то келейно. Но служить литургию продолжал неукоснительно два раза в неделю. 

О том, что он будет помогать больным и от этого сильно болеть, отцу Адриану в 1949-м году предсказал преподобный Кукша Одесский, в то время живший в Почаевской лавре. Батюшка рассказывал о своей поездке в Почаев, как старец Кукша предсказал, что он будет помогать больным — и за это претерпит гонения. Старец тогда благословил его, мирянина, перед отъездом причаститься 3 дня подряд. Но за воротами лавры Алексея (мирское имя отца Адриана) ждало испытание — его арестовали для выяснения, зачем молодой человек приехал в лавру. «Избили меня сильно, подвесили, чтобы не сопротивлялся. Ударяя меня в окровавленное лицо, милиционер спросил: ну, и где твой Бог, чего Он тебе не помогает?» — рассказывал старец. «Я ему ответил: покайся, и ты познаешь моего Бога!»

Покайся, и ты познаешь моего Бога! Каждый раз, выходя на отпуст в конце литургии, отец Адриан говорил о покаянии. О том, что смиренное понимание своего несовершенства должно быть у человека постоянным. 

«Сейчас время гордых», — часто говорил он. «Бес гордыни возымел очень большую власть над людьми. Помни, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (ср. 1 Петра 5, 5). 

Сам старец все время себя уничижал: «Какой я старец? Вот были старцы в Глинской пустыни – это были старцы! А я так, головёшка обгорелая…». Или же частенько говорил: «Я неграмотный. Вот Иван (так ласково называл он старца Иоанна (Крестьянкина)) — грамотный; спросите у него». Этот миф, что он «неграмотный», старец все время поддерживал. А о том, что, будучи в братии Троице-Сергиевой лавры, он учился в семинарии, замалчивал. Но как-то в беседе о толковании слов одной из молитв оговорился: «Когда перевожу с древнегреческого или с древнееврейского…» — и осекся на полуслове, увидев мое изумление… 

Тридцать с лишним лет назад, когда я по благословению отца Адриана переезжала из Москвы в Печоры, сталкиваясь с разного рода препятствиями, то просила молитв у всех наших монахов. И однажды на мою очередную просьбу схииеродиакон Андроник (в то время иеродиакон Антоний), постоянно служивший со старцем, ответил: «Помолюсь, конечно, только что моя молитва? Знай, есть старцы, которые молятся за свой монастырь; есть те, кто молятся за всю страну; есть те, которые молятся за весь мир. А есть молитвенники за всю Вселенную. Вот, твой духовный отец — из таких».

Митрополит Тихон (Шевкунов) говорил: 

«Плод духовный — это не чудеса; это не изгнание беса. Плод духовный — это истина. Это то, что было в отце Адриане; о чём говорит апостол: ‟Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера” (Гал. 5, 22). Этими плодами изобиловал отец Адриан до скончания своей жизни. Именно этим он будет памятен нам. Именно этим вечная память у Бога, Который созидает бессмертную душу человека в вечность, будет вечной славой и принадлежностью отца Адриана». 

Вечная память дорогому старцу Адриану! 

Вера Спиридонова,
сотрудник Псково-Печерского монастыря.

17 марта 2022 г.

 

 

 

 

Смотрите также

13 июля 2024 г.
Воспоминания о старце архимандрите Иоанне (Крестьянкине)
Иеромонахи Иоасаф (Швецов) и Никон (Горохов)
6 июня 2024 г.
Надгробия Пушкиных в Богом зданных пещерах. К 225-летию со дня рождения великого русского поэта
В настоящее время в доступных частях Богом зданных пещер насчитывается 66 керамид старшего периода — второй половины XVI в., куда относятся все погребения не менее семи Пушкиных
5 февраля 2024 г.
"Мы своего Патриарха предавать не будем"!
Письма старца отца Иоанна (Крестьянкина) впервые были изданы еще при его жизни. Большинство из этих писем сохранила письмоводитель Батюшки Ольга Дмитриевна Бочкарева.