Главная > Библиотека > Публикации > Твердыни Отечества: монастырские стены на службе у Петра I

Публикации

Твердыни Отечества: монастырские стены на службе у Петра I

Кто не любовался картинными холмами, что раскинулись у стен древней Псково‑Печерской обители? И для горожан всегда были они привычным пейзажем, и для бывалых паломников прочно вписались в образ Печерских красот, словно так и было задумано испокон веков. Уж так органично встроились они в естественный ландшафт, что сложно и представить, какие драмы некогда разыгрывались у монастырских стен. На самом деле, эти холмы — остатки боевых укреплений, построенных по указу Петра I в самом начале Северной войны. Триста двадцать лет назад к российским границам подступало шведское войско, а значит и монахам, и стрельцам, и простолюдинам предстояло проявить смекалку, мужество и нелицемерную веру, а самое на тот момент главное — преданность своему императору.

 

«Личность пререкаемая»

Рубеж XVII‑XVIII веков, Петр I. Личность, по мудрому выражению профессора церковной истории А. К. Светозарского, «пререкаемая». Прозвище «Великий», данное Петру Алексеевичу народом, он в полной мере оправдал не только высоким ростом, но и количеством дел немалого масштаба. При нем строится Петербург, жемчужина Северо‑Запада; развивается промышленность, российский флот по своей мощи уступает только знаменитому английскому флоту. Все западные достижения Петр стремится привлечь на службу России.

В этом добром намерении использовать все новшества на благо Отечества вспоминается раннехристианский миссионер Иустин Философ. Размышляя о достижениях греков-язычников, Иустин пришел к выводу: «Всякий из них говорил прекрасно потому, что познавал сродное со Словом Божьим... Итак, все, что сказано кем‑нибудь хорошего, принадлежит христианам»[1]. Сходная логика по отношению к язычникам и у апостола Павла: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фесс.5:21). Потому в упрек Петру потомки ставят не его напор и размах, а лишь неразборчивость в западных заимствованиях, чего петровские современники и вовсе страшились. Но Петру, как человеку темпераментному, было крайне сложно идти золотым срединным путем.

Император был искренне набожным: чего стоит один его Указ «Об обязательном посещении Церкви по воскресным дням». Сам он исправно молился, пел на клиросе, а за богослужением читал Апостол. Однажды святитель Митрофан Воронежский отказался посетить царский дворец из‑за находившихся в нем античных статуй, которые не подобает держать христианину. Государь разгневался, грозил расправой, но все же не посмел тронуть исповедника, а по его кончине воздал уважением, лично приехав на похороны. И все же, император как сильный государственник искал пользы для земного Отечества, не слишком разбираясь в тонкостях монашеской жизни, устремлявшейся к Небесному Иерусалиму.

 

«Кругом был обнесен земляным валом»

Первый приезд Петра I в Псково‑Печерский монастырь отмечает митрополит Евгений (Болховитинов): «В 1697 году Марта 23 Государь Петр Великий посетил сию обитель при проезде за границу и здесь запасся на дорогу мукою и сухарями».[2] В начале XVIII века обитель имела внушительное земледельческое хозяйство: нескончаемые пашни, несколько десятков огородных мест, мельниц водяных — 7, лугов и пастбищ — 14, садов яблоневых и вишневых — 5. Для паломников — солидный гостиный двор.

Монастырская крепость была построена еще при игумене Корнилии. Десятиметровые стены в два метра толщиной протягивались в виде неправильного многоугольника почти на 800 метров. Высота башен — размером почти с современный девятиэтажный дом. В XVII веке появляется еще одна башня со «Святыми вратами» и крытой галереей в верхней части — Петровская.

Во время Северной войны процветающий Псково‑Печерский монастырь оказывается под ударом. После Нарвского поражения в 1701 году в обители стали готовиться к осаде: предполагалось, что шведы пойдут на Петербург, предварительно взяв и Печерский монастырь, и Псков. К тому времени монастырская крепость уже нуждалась в значительном укреплении. Так по указу Государя стали копать рвы и ставить палисады (частоколы из бревен) с бойницами.

Самую емкую характеристику возводимым укреплениям, которая абсолютно понятна даже не искушенным в строительстве людям, дал архимандрит Аполлос (Беляев): «Псково‑Печерский монастырь был обнесен земляным валом. За валом был выкопан глубокий ров для воды. На важнейших пунктах кругом сделано пять земляных бастионов. Император своими руками заложил у ворот батарею, но отозванный делами, поручил окончить ее подполковнику Михаилу Шеншину».[3]



Петровская башня и Святые врата. Рисунок XIX в.

Строить укрепления нужно было быстро, недорого и надежно. Основными материалами были земля и дерево, чего в округе было вдоволь. К работам привлекались и братия, и местное население — крепостные крестьяне и посадские люди. Но вот что удивительно: при всей поспешности строительства и при всей скромности используемых материалов историки полагают, что эти укрепления находились на техническом уровне не ниже оборонительных сооружений Западной Европы[4].



План временных укреплений ограды вокруг Печорского монастыря 1701 г.

Митрополит Евгений (Болховитинов) пишет: «В 1703 году Февраля 13 набегали на обитель шведы: но по распоряжению Государя Петра Великого стены ея окопами и стражею так защищены были, что неприятели ничего сделать успели; и с тех пор пребывала она безопасною».[5]

Стоит пояснить, что нападавших было около двух тысяч человек, а отразить их смог небольшой отряд русского войска под командованием воеводы Ивана Назимова. Затем, после заключенного в 1721 году договора, когда граница государства отодвинулась на запад, монастырским стенам уже не угрожало ничего, кроме времени.

 

Символ верности

Спустя сто с лишним лет представление о внешнем виде крепости Псково‑Печерского монастыря и ее бывших укреплений дают литографии Ивана Селезнева 1839 года. Невооруженному взгляду виден относительно новый Михайловский храм, построенный в честь знаменательной победы над Наполеоном, а вот крепостные башни так и остаются без глав.



Крепостные стены Псково-Печерского монастыря. Атлас к материалам для статистики Российской империи. 1839 г.

Перу архимандрита Аполлоса (Беляева) конца XIX века принадлежат следующие строки:

«Псково‑Печерский монастырь стал вдали от границ, вдали от опасности: не стало более нужды вооружать эту крепость, — и с тех пор боевые башни и стены ея стоят без воинских снарядов, без караула и даже без ремонта, а услуги их Отечеству — потомством забыты... Стрелы, устремленные врагами против обители Псково‑Печерской, наносили ей глубокие раны, мучительные язвы, но эти язвы были искупительной ценой безопасности целой страны».[6]

К счастью, реставрационные работы XX и XXI века сохранили и продолжают возрождать наследие крепостных стен. Ценность «петровских бастионов» и сейчас пребывает как память о труде российских подданных, их верности своему императору, хотя сами сооружения давно не выполняют оборонно‑защитных функций. Удивительно, как наши предки чувствовали свою ответственность не делать ничего сиюминутного, а Промысл Божий даже грубые военные укрепления со временем обратил в дивный ландшафт, где можно встать на траву и остаться наедине с небом.


Анастасия Соминова

[1] Иустин, философ и мученик, святой. Творения. М., 1995

[2] Болховитинов Е. Описание Псково-Печерского монастыря. Изд. 2-е. Дерпт, 1832.

[3] Аполлос (Беляев). Первоклассный Псково-Печерский монастырь. 2-е изд., доп. Остров, 1893.

[4] Захаренко А. Г. Создание оборонительных сооружений вокруг каменных стен вокруг Новгорода, Пскова и Печорского монастыря в начале XVIII в. // Новгородский исторический сборник. Новгород, 1959. С. 170–188.

[5] Болховитинов Е. Описание Псково-Печерского монастыря. Изд. 2-е. Дерпт, 1832.

[6] Аполлос (Беляев). Первоклассный Псково-Печерский монастырь. 2-е изд., доп. Остров, 1893.