Главная > Библиотека > Публикации > Великий канон. Понедельник первой седмицы

Публикации

Великий канон. Понедельник первой седмицы

Сегодня Церковь молится словами Великого покаянного канона свт. Андрея Критского. Каждая душа оплакивает себя и все согрешившее человечество, вспоминая о грехопадениях ветхозаветных людей. Приглашаем к совместному чтению нескольких тропарей первой части Великого канона, читаемой в понедельник Первой седмицы Великого поста.

АДАМ
Первозда́ннаго Адама преступле́нию поревнова́в, позна́х себе́ обнаже́на от Бо́га и присносу́щнаго Ца́рствия и сла́дости, грех ра́ди мои́х.
[Подражая в преступлении первозданному Адаму, я сознаю себя лишенным Бога, вечного Царства и блаженства за мои грехи.] (Быт.3:6–7)


ЕВА
Увы мне, окая́нная душе́, что уподо́билася еси́ пе́рвей Еве? Ви́дела бо еси́ зле, и уязви́лася еси́ го́рце, и косну́лася еси́ дре́ва и вкуси́ла еси́ де́рзостно безслове́сныя сне́ди.
[Горе мне, моя несчастная душа, для чего ты уподобилась первосозданной Еве? Не с добром ты посмотрела и уязвилась жестоко, прикоснулась к дереву и дерзостно вкусила бессмысленного плода.] (Быт.3:6)


АПОСТОЛ ПЕТР
Бу́ря мя злых обдержи́т, благоутро́бне Го́споди, но я́ко Петру, и мне ру́ку простри́.
[Буря зла окружает меня, Милосердный Господи, но, как Петру, и мне Ты простри руку.] (Мф.14:31)


БЛУДНИЦА, ПОМАЗАВШАЯ ГОСПОДА МИРОМ
Сле́зы блудницы, Ще́дре, и аз предлага́ю, очи́сти мя, Спа́се, благоутро́бием Твои́м.
[Как блудница, и я проливаю слезы, Милосердный; смилуйся надо мною, Спаситель, по благоснисхождению Твоему.] (Лк.7:38)


СОДОМ
Огнь от Го́спода иногда́ Госпо́дь одожди́в, зе́млю Содомскую пре́жде попали́.
[Пролив дождем огонь от Господа, Господь попалил некогда землю содомлян.] (Быт.19:24)


ЛОТ

На горе́ спаса́йся, душе́, я́коже Лот о́ный, и в Сиго́р угонза́й.
[Спасайся на горе, душа, как праведный Лот и спеши укрыться в Сигор.] (Быт.13:13–23)


ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
Ты еси́ Пастырь добрый, взыщи́ мене́ а́гнца, и заблу́ждшаго да не пре́зриши мене́.
[Ты – Пастырь Добрый, отыщи меня – агнца, и не презирай меня, заблудившегося.] (Ин.10:11–14)

Слева направо: Илия Пророк, XIX в.; Видение лествицы праотцем Иаковом XVIII в.; Пророк Елисей, XVII в.

ЛЕСТНИЦА ИАКОВА
Лествице, ю́же ви́де дре́вле вели́кий в патриа́рсех, указа́ние есть, душе́ моя́, де́ятельнаго восхожде́ния, разу́мнаго возше́ствия, а́ще хо́щеши у́бо, дея́нием, и ра́зумом, и зре́нием пожи́ти, обнови́ся.
[Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит указанием, душа моя, на восхождение делами, на возвышение разумом; поэтому, если хочешь жить в деятельности и в разумении и созерцании, то обновляйся.] (Быт.28:13)


ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПАТРИАРХИ
Зной дневны́й претерпе́ лише́ния ра́ди патриарх, и мраз нощны́й понесе́, на всяк день снабде́ния творя́, пасы́й, тружда́яйся, рабо́таяй, да две жене́ сочета́ет.
[Патриарх по нужде терпел дневной зной и переносил ночной холод, ежедневно сокращая время, пася стада, трудясь и служа, чтобы получить себе две жены.] (Быт.31:7:40)


РАХИЛЬ
Жены́ ми две разуме́й, дея́ние же и ра́зум в зре́нии, Ли́ю у́бо дея́ние, я́ко многоча́дную, Рахиль же ра́зум, я́ко многотру́дную, и́бо кроме́ трудо́в, ни дея́ние, ни зре́ние душе́, испра́вится.
[Под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании: под Лиею, как многочадною, – деятельность, а под Рахилью, как полученной через многие труды, – разумение, ибо без трудов, душа, ни деятельность, ни созерцание не усовершенствуются.]


РУВИМ
Рувима подража́я окая́нный аз, соде́ях беззако́нный и законопресту́пный сове́т на Бо́га Вы́шняго, оскверни́в ло́же мое́, я́ко о́тчее он.
[Подобно Рувиму я, несчастный, совершил преступное и беззаконное дело пред Всевышним Богом, осквернив ложе мое, как тот – отчее.] (Быт.35:13; 49:3–4)


ИОСИФ
Испове́даюся Тебе́, Христе́ Царю́, согреши́х, согреши́х, я́ко пре́жде Иосифа бра́тия прода́вшии, чистоты́ плод и целому́дрия.
[Исповедаюсь Тебе, Христос-Царь: согрешил я, согрешил, как некогда братья, продавшие Иосифа, – плод чистоты и целомудрия.] (Быт.7:28)


ДАФАН
Уклони́лася еси́, душе́, от Го́спода твоего́, я́коже Дафан и Авирон, но пощади́, воззови́ из а́да преиспо́дняго, да не про́пасть земна́я тебе́ покры́ет.
[Уклонилась ты, душа, от Господа своего, как Дафан и Авирон, но воззови из ада преисподнего: пощади, чтобы пропасть земная не поглотила тебя.] (Чис.16:32)


ЕФРЕМ
Я́ко ю́ница, душе́, разсвире́певшая, уподо́билася еси́ Ефрему, я́ко се́рна от тене́т сохрани́ житие́, впери́вши дея́нием ум, и зре́нием.
[Рассвирепев, как телица, ты, душа, уподобилась Ефрему, но как серна спасай от тенет свою жизнь, окрылив ум деятельностью и созерцанием.] (Иер.31:18. Ос.10:11)

Слева направо: Праотец Иосиф, XVII в.; Пророк Моисей. XIII в.; Пророк Давид, XVII в.

МОИСЕЙ
Рука́ нас Моисеова да уве́рит, душе́, ка́ко мо́жет Бог прокаже́нное житие́ убели́ти, и очи́стити, и не отча́йся сама́ себе́, а́ще и прокаже́нна еси́.
[Моисеева рука да убедит нас, душа, как Бог может убелить и очистить прокаженную жизнь, и не отчаивайся сама за себя, хотя ты и поражена проказою.] (Исх.4:6–7)


САУЛ
Саул иногда́, я́ко погуби́ отца́ своего́, душе́, осля́та, внеза́пу ца́рство обре́те к прослу́тию, но блюди́, не забыва́й себе́, ско́тския по́хоти твоя́ произво́ливши па́че Ца́рства Христо́ва.
[Саул, некогда потеряв ослиц своего отца, неожиданно с известием о них получил царство; душа, не забывайся, предпочитая свои скотские стремления Христову Царству.] (1 Цар.9:1–27; 10:1)


ДАВИД
Совокупи́ у́бо Давид иногда́ беззако́нию беззако́ние: уби́йству же любоде́йство раствори́в, покая́ние сугу́бое показа́ а́бие, но сама́ ты, лука́внейшая душе́, соде́лала еси́, не пока́явшися Бо́гу.
[Давид некогда присовокупил беззаконие к беззаконию, ибо с убийством соединил прелюбодеяние, но скоро принес и усиленное покаяние, а ты, коварнейшая душа, совершив бо́льшие грехи, не раскаялась пред Богом.] (Пс.50)


ИЛИЯ

Колесни́чник Илия, колесни́цею доброде́телей вшед, я́ко на небеса́, ноша́шеся превы́ше иногда́ от земны́х, сего́ у́бо душе́ моя́, восхо́д помышля́й.
[Везомый на колеснице Илия, взойдя на колесницу добродетелей, некогда вознесся как бы на небеса, превыше всего земного; помышляй, душа моя, об его восходе.] (4Цар.2:11)


ЕЛИСЕЙ

Елисей иногда́ прие́м ми́лоть Илиину́, прия́т сугу́бую благода́ть от Бо́га; ты же, о душе́ моя́, сея́ не причасти́лася еси́ благода́ти за невоздержа́ние.
[Некогда Елисей, приняв милоть (плащ) Илии, получил сугубую благодать от Господа; но ты, душа моя, не получила этой благодати за невоздержание.] (4Цар.2:9, 13–13)


СОНАМ

Сонам иногда́ пра́веднаго учреди́, о душе́, нра́вом благи́м; ты же не ввела́ еси́ в дом, ни стра́нна, ни пу́тника. Те́мже черто́га изри́нешися вон, рыда́ющи.
[Сонамитянка некогда угостила праведника с добрым усердием; а ты, душа, не приняла в свой дом ни странника, ни пришельца; за то будешь извержена вон из брачного чертога с рыданием.] (4Цар.4:8)


ГИЕЗИЙ

Гиезиев подража́ла еси́ окая́нная ра́зум скве́рный всегда́, душе́, его́же сребролю́бие отложи́ поне́ на ста́рость; бе́гай гее́нскаго огня́, отступи́вши злых твои́х.
[Ты, несчастная душа, непрестанно подражала нечистому нраву Гиезия; хотя в старости отвергни его сребролюбие и, оставив свои злодеяния, избегни огня геенского.] (4Цар.5:20–27)