Преподобный Марк
Монашество и пустынножительство возникло на Руси вместе с принятием христианства.
Из Супсальской летописи известно, что еще при князе Владимире в Киеве, около Десятинной церкви, был монастырь. Сердцу русского монашества, Киево‑Печерской Лавре, положили начало пустынножитель пресвитер Иларион и преподобный Антоний.
Само пустынножительство на Руси начало развиваться в конце XII и начале XIII столетий, т. е. после основания Киево‑Печерской Лавры, коея являлась высочайшим образом иноческого жития.
Подобно Киево‑Печерскому, стали образовываться и псковские монастыри: Елеазаровский, Крыпецкий, Никандров.
Место, где находятся Псковские пещеры, издавна было окружено таинственным ореолом. В древности поток Каменец был глубок, «аки ров», и в нем водились бобры, а кругом стоял дремучий лес.
Звероловы‑изборяне, по прозванию Селиши, были первыми людьми, которые, охотясь в Печерских лесах, часто слышали церковное пение, исходившее из горы, но никого не видели.
Летописец передает слова самого зверолова: «Раз случайно пришли мы на поток к этому месту, на край горы, где теперь стоит Богородичная церковь. (Это было в тот час дня, когда обыкновенно совершается церковное богослужение). Пришли мы и слышим пение как бы церковных песнопений, поют стройно, благочинно, а поющих не видно. Воздух кругом того святого места был наполнен благоуханием, как бы от множества фимиама».
Не видя поющих и не зная истинной причины этого явления, звероловы приняли это за явление ангелов, за необъяснимое действие благодати Божией, освящавшей то место, к которому Пречистая Богородица оказала впоследствии свое особое благоволение.
Изборяне приобрели эту землю у псковитян. Земельный участок теперешнего монастыря по разделу достался «земцу» Ивану Дементьеву, который и поселился у речки, положив начало деревне Пачковке.
Он же и открыл «Богом зданную пещеру», когда рубил лес на Святой горе. Дерево, стоявшее на крутом обрыве горы, падая, увлекло за собою еще одно большое дерево и несколько малых. Земля обсыпалась, и открылось устье пещеры с надписью: «Богом зданная пещера».
Преподобномученик Корнилий, муж праведный и летописец правдивый, добавляет: «О сем явлении сказаша нам инок Тернуфие (Патернуфий) Снетогорского монастыря, иже пасынок Ивану Подгорьскому (Дементьеву) бысть, иная же и прочая от того слышахом».
Открытие этой пещеры относится к 1392 году. Но сколько времени подвизались в ней ушедшие от мира сего, ведомо Единому Богу, как ведомы Ему имена их. И только имя одного из них, именно преподобного Марка, сохранило предание.
Из летописи явствует, что преподобный Марк является четвертым великим пустынножителем, подобно трем древним, и «тезоименит им верою и терпением». (В начале Соловецкой рукописи 1632 года идет речь об апостоле Марке; он «иноческое житие отхождением во уединение на молитву и одеждою и всяким терпением изобрази». Далее упоминается Марк пещерный Киевский. Марк же Псково‑Печерский считается по еще третьем пещерном Марке четвертым Марком).
Подробных сведений о жизни прп. Марка нет: «О сем бо известно не могохом обрести, каков бяше старец и коего рода человек, или како в сие место прииде и колико время лежит и како скончался». Мог он быть местным жителем, знающим тайны пещеры, а может быть, по Промыслу Божию, открыл ее, придя в это святое место из иных концов земли Русской.
Высок был монашеский подвиг. Первые Псковские монастыри подвергались страшным разорениям со стороны ливонских рыцарей. Иноков убивали и забирали в плен. Кому удавалось, бежали в Каменецкие пещеры. Так преподобный Марк и спасавшиеся в лесах и пещерах в долине Каменца положили начало святой обители Печерской. И эта обитель находилась долгое время как бы сокрытой.
В преданиях о преподобном Марке говорится, что здешние охотники порой видели его молящимся на склоне холма (над местом будущего Успенского храма) у трех камней, два из которых и поныне лежат под сенью огромных монастырских дубов в верхнем монастырском саду, а третий, как предполагают, ушел в землю.
Святой Марк, проводя жизнь в отшельничестве и созерцании, побеждает плоть, умерщвляет ее во имя Богообщения, сознавая, что созерцание Бога есть собственная деятельность духа, жизнь небесная. Со смертию все прекратится, а созерцание Господа Сил будет на целую вечность источником блаженства. Душа его праведная вознеслась на небо, оставив тело свое бренное, высохшее от трудов и пустынной жизни и неустанной молитвы. Оно было погребено в дубовой колоде в виде лодки, выдолбленной, согласно преданию, им самим: колода служила угоднику Божию гробом и постелью.
Первый устроитель монастыря, преподобный Иона, знал о нем и знал, где покоятся его святые мощи... «Гроб же его и мощи... где лежаху...».
После преподобного Ионы кто‑то другой из устроителей монастыря записал имя Марка в Синодик, в котором он значился: «первый Печерский инок Марк».
Третий из игуменов по имени Дорофей в 1523 году «восхотеша гробницу большую соделати», т. к. обнаружил «гроб оного старца Марка весь истлевший и распадший, кости же его с составами и с ризами, и с куколем, и главою неистлевшия»...
Преподобномученик Корнилий в свое время усомнился в верности записи в Синодик. Никаких письменных свидетельств о подвигах преподобного Марка не было, поэтому, не зная точно, приказал изгладить имя его из Синодика «...мня себе, яко неправедно написано бысть». Внезапно преподобный Корнилий был поражен болезнью — слепотой и «бысть в недоумении и скорби велицей». Он известился духом о причине болезни и велел нести себя ко гробу старца (у него также отнялись руки и ноги).
Здесь, испросив себе прощение, вышел здоровым из храма «никим не водим». После этого преподобномученик Корнилий «повеле Марку в Синодике быти».
В 1642 году по грамоте Псковского Епископа Геннадия, устроены были новые гробницы с покрывалами, и в них, с пением псалмов, были положены мощи первых подвижников Печерских: преподобного Марка, преподобного Ионы и преподобной матери Вассы, — и поставлены при входе в пещеру.
В 1773 году мощи преподобного Марка были переоблачены вторично в другие одежды и в настоящее время они находятся в гробу‑футляре во втором отделении усыпальницы при входе с левой стороны.
Память преподобного Марка праздновалась ранее только 29 марта (11 апреля); с 1987 года она отмечается в день общецерковного празднования Собора Псковских святых, в Неделю 3‑ю по Пятидесятнице; в последнее время память преподобного Марка совершается также и в день Собора Псково‑Печерских святых, в Неделю 4‑ю по Пятидесятнице.