Слово митрополита Арсения в день памяти преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского
Всех вас, дорогие отцы, братья, сёстры, благочестивые паломники, прихожане нашей святой обители, сердечно поздравляю с одним из престольных праздников – памятью преподобномученика Корнилия Псково-Печерского!Сегодня мы совершили соборную молитву в память об этом игумене святыя обители сия и Божественную Литургию. И обращаясь мысленно к житию этого святого, мы видим, как удивительным образом в нём сочетаются два типа святости, и оба – путь преподобного и путь мученика – оба эти пути по-особому роднят его со Христом, приближают ко Христу, уподобляют Ему.
Прежде всего, преподобный – так мы называем святых монахов, но в общем-то в более широком смысле можно сказать, что все святые являются уподобившимися Христу. И можно также говорить о том, что в этом призвание каждого христианина – уподобиться Христу, Господу нашему. Путь преподобного соединяется в лице святого Корнилия с путём мученичества, страдальчества. Как Господь сказал святым апостолам: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (см.: Ин. 15:20). И все мученики, от первых времён до новомучеников и исповедников Церкви Русской, тоже уподобляются Христу в страданиях, и чрезвычайным, более тесным, более красноречивым образом соединяются со Христом, чтобы быть наследниками Его Воскресения и жизни вечной.
Господь сказал в Евангелии, которое мы слышали сегодня: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Поразительная прямота, отрезвляющая, прямота, которая бьёт, может быть, в самое сердце, и которую мы стараемся не замечать, приходя к Богу с ежедневными молитвами, прося о каких-то своих житейских нуждах: «Господи, дай мне это, дай мне то…», забывая или не ощущая, что призвание жизни христианской заключается не в ежедневном требовании от Бога великих даров. Этими дарами мы и так обладаем, и не замечаем этого, не умеем благодарить, а находимся в унынии и в отчаянии от того, что нам кажется, будто постоянно нам чего-то ещё не хватает. Дары Божии – вокруг нас: и жизнь наша, и каждый день жизни, и люди, которые рядом с нами, и всё, чем мы обладаем, и жизнь вечная наконец, в большей степени. За эти неизреченные дары учимся мы Бога благодарить. Но надо учиться славословить Бога, не только обращаясь с молитвой прошения и не только благодаря Его за дары. Чистая молитва – славословие, обращение к Богу, которое уподобляет нас ангельским чинам, которые славословят Его только за то, что Он – Жизнь, Любовь, Святость, за то, что Он Есть, за то, что Он – Чудо, за то, что Он – главное Содержание всего бытия. Нужно учиться этому и возвышаться до этого. Но прежде всего будем помнить о том, что христианская жизнь, – как говорит Господь и честно предупреждает Своих последователей, – это несение Креста вслед за Ним. Господь не обещает нам ни покоя, ни славы, ни благополучия. Этого могут сулить языческие боги. Господь говорит следовать за Ним, взяв крест. И лучше взять крест и следовать за Христом, потому что это – путь в жизнь, чем обладать всеми удовольствиями мира сего и быть вне Христа, вне жизни, вне вечности.
Евангелие говорит о правде жизни: для того, чтобы родиться в жизнь вечную, нужно понести испытания. Но пройти эти испытания достойно можно только со Христом. И более того, обнадёживающая радостная тайна Евангелия заключается также и в том, что Господь прошёл или идёт этот путь вместе с нами. Он несёт крест всего мира. И наш крест не мы сами несём, а Господь несёт вместе с нами. Нам лишь нужно с доверием и благодарностью присоединиться к этому несению креста, как Симон Киринейский – не роптать на Бога за невзгоды, за тяготы, за неудачи, а следовать за Ним с полным доверием и любовью до конца. А конец, на самом деле, не будет концом, а рождением в жизнь вечную, в воскресение. Можно применить такой образ – ребёнок, который находится в утробе матери. Ему хорошо, он чувствует себя защищённым, он пребывает в том месте, где чувствует любовь и заботу. И вдруг какая-то необъяснимая сила понуждает его выйти на белый свет. Для него это – испытание, и очень серьезное. Но без этого испытания он не сможет жить дальше. Так и мы – без несения креста вслед за Христом не увидим жизни вечной. Она дарована каждому из нас. В этом – наше предназначение, в этом – наша цель, в этом, можно говорить, суть человеческой жизни. Поэтому постараемся с полным доверием к Господу Иисусу Христу, по молитвам всех святых наших и преподобномученика Корнилия, нести свой крест с верностью Слову Божию, с доверием Богу, с любовью к ближним для жизни вечной. Аминь.