53. Архимандрит Августин (Синайский, 1914–1917)
Архимандрит Августин (Синайский) был человек ученый, далекий от практической жизни, да и не было в этом особой надобности, так как трудами предшествующих настоятелей все в отношении устройства монастыря находилось в прекрасном состоянии.
Архимандрит Августин был высокообразованным человеком, литературоведом и историком, его интересовали издательские дела.
Он писал книги духовного содержания, интересовался вопросами русского раскольничества. Известны следующие его труды: «Краткий очерк церковно-общественной деятельности преподобного Максима Грека», «Разбор мнений о католичестве древней России», «Отношение русской церковной власти к расколу старообрядчества в первые года синодального управления при Петре Великом» и др. Его перу принадлежат также некоторые статьи о псковских святынях и русских монастырях. Он любил устраивать беседы для жителей г. Печоры.
Отец Августин повторял: «Нет в мире бесполезных людей, каждый вносит свой вклад в дело материального и духовного развития своей страны».
В 1914 году началась первая мировая война. Монастырь сразу же развернул широкую работу в деле помощи беженцам: многих устраивали в ближайшие деревни, некоторых брали в монастырь на работу, собирали для них продукты питания, больных размещали по больницам в Печорах, во Пскове и в других местах, детей отправляли в приюты, раненых размещали в госпитали. Лазаревский корпус был переделан под лазарет для выздоравливающих воинов и т. д.
У отца Августина был очень дельный помощник игумен Парфений, впоследствии наместник монастыря. Он вел все хозяйственные дела, был предприимчив и очень добр.
Со дня начала войны в храмах были установлены ежедневные молебствия. Молились о даровании победы, о сохранении жизней сражавшихся на полях битвы, поминали убиенных и от ран скончавшихся.
В то же самое время монахи ежедневно выходили на трудовые работы в городе или деревнях. Многие из них были взяты в армию. С каждым годом войны положение страны ухудшалось. Распространялся тиф, начался голод. Тогда в монастырской трапезной начали кормить голодающих. Все это требовало огромных нравственных сил и нечеловеческой энергии, но душевные скорби порождали усиленную молитву.
В 1916 году Архимандрит Августин был вызван в Санкт-Петербургскую Духовную Академию для преподавания на кафедре богословия. Через два года он умер от брюшного тифа.