Канун памяти равноапостольного великого князя Владимира
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
XI век, начало христианства на Руси, суровая борьба новой христианской идеологии с язычеством. Язычество еще в полной силе, сам князь Владимир – язычник и вполне сын своего времени. Но беспокойство по другой жизни уже просыпается в нем. Его послы идут по миру, исследуют, как и чем живет мир вокруг. На выбор им предстали иудаизм, мусульманство и христианство. Созвучнее русской душе оказалось христианство.
И зазвучал над Днепром голос князя – не то призыв, не то угроза: «Кто не идет на Днепр креститься, мне не друг». И еще не понимая далекой перспективы происходящего, потянулись киевляне свидетельствовать о своем отношении к власти и силе правителя.
В князе, чтобы стать примером для подражания своим подданным, закладывались основы святости. Стоя на холме над Днепром с воздетыми к небу руками, он молился: «Боже Великий, сотворивый небо и землю! Призри на новые люди сия и дай им, Господи, уведети Тебя, истинного Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помоги, Боже, на сопротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежду козни его».
Такова программа новой христианской жизни на Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу.