Архимандрит Феодосий (Анатолий Петрович Коротков) родился 24 апреля 1937 года в городе Ташкенте в благочестивой семье служащих Петра Петровича Короткова и Веры Михайловны Вяземской, дочери священнослужителя Михаила Степановича Вяземского, в годы гонений на Православную Церковь переехавшего со своими детьми из Рязанской губернии в Ташкент, где 21 ноября 1936 года он принял мученическую кончину. На Великой Отечественной войне 21 июля 1943 года погиб отец. Мать с двумя детьми осталась без средств к существованию, поэтому у них на всю жизнь осталось в памяти чувство постоянного голода.
У Анатолия от голода и перенесенных болезней произошло нарушение слуха, что причиняло ему на протяжении всей жизни много неудобств.
С детства он прекрасно рисовал, и поэтому вместе с обычной общеобразовательной закончил художественную школу.
В 1955–1960 годах учился в Московском архитектурном институте, по окончании которого в 1960–1972 годах работал архитектором в Московской области, в основном благоукрашал город-спутник Москвы Зеленоград. Был также ведущим архитектором Московской лаборатории технической эстетики Всесоюзного научно-исследовательского института физико-технических измерений.
Но его высокому профессионализму и чести мешали «сроки» и «качество», и поэтому со временем появилась неудовлетворенность в работе: «Я становлюсь простым чертежником, выполняющим рядовое задание…».
«…Душа — в смятении, дух — в томлении, сердце — в тоске…».
Он пытался найти выход из этого состояния, меняя обстановку: посещал мать и отчима, переехавших с детьми к тому времени в Печоры и ставших прихожанами Псково-Печерского монастыря; посещал Псков. Совершал многочасовые прогулки по окрестностям древнего города, наслаждался чистым воздухом, любовался природой. Ездил также в археологические экспедиции. Был в дружеских отношениях с известным врачом, путешественником и телеведущим программы «Клуб путешественников» Юрием Александровичем Сенкевичем, который приглашал его на раскопки в качестве чертежника и зарисовщика. Эти экспедиции давали много доброго для души, потому что здесь часто встречались люди верующие, с которыми можно было поговорить о насущных проблемах, о Боге, о вере и неверии, о вечности.
Мудрый, рассудительный игумен Псково-Печерской обители архимандрит Алипий, бывший духовником его матери и отчима, нашел для Анатолия интересное предложение — оказать помощь монастырю в восстановлении библиотеки. Он благословил его совместно с отцом Агафангелом (Догадиным) приступить к поисково-восстановительной работе.
Монастырская библиотека, уникальнейшая в России до 1917 года, созданная святым игуменом Корнилием еще в XVI веке, содержала летописи, рукописные книги, исторические документы — памятники церковнославянской письменности, много духовно-просветительской литературы разных столетий, представляющей собой национальное культурное достояние. За годы революционных и военных потрясений монастырь неоднократно подвергался разорению, поэтому древние и редкие книги библиотеки были рассеяны по различным архивам и библиотекам, что-то утрачено безвозвратно.
Для того чтобы попасть в нужные архивные фонды, он устраивался на работу в научно-исследовательские учреждения, где по совместительству, а где внештатным сотрудником. В разное время Анатолий Петрович был сотрудником в Печорском краеведческом музее, в Московском институте мировой литературы им. A. M. Горького, Академии наук СССР; Московской археографической комиссии при отделении истории Академии наук Союза ССР. Занимался изыскательской работой в Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, в Московском институте славяноведения, в Московской фундаментальной библиотеке (ФБОН), в Московской библиотеке иностранной литературы, в Московской исторической библиотеке, в Ленинградской библиотеке Академии наук (БАН), в Ленинградской публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Работал во многих библиотеках музеев, в музейных исторических фондах, в фондах библиотек Троице-Сергиевой лавры, Московской духовной академии; в фондах библиотеки Ленинградской духовной академии...
Он познакомился со многими известными учеными, историками и филологами. Среди них — доктор исторических наук В. В. Седов, археолог, исследователь древнего Изборска; М. П. Шувалов, научный сотрудник краеведческого музея г. Печоры; Кайя Ноодла, завотделом рукописей и редких книг научной библиотеки Тартуского государственного университета; Р. Ауминг, начальник Тартуского Центрального государственного исторического архива ЭССР; Д. С. Лихачёв, завотделом древнерусской литературы («Пушкинский Дом»).
Он составил каталог рукописных материалов архивного фонда библиотеки Псково-Печерского монастыря, дал краткую историю фонда, отразив цель создания данного каталога.
В «Исторической коллекции эрмитажного собрания рукописей XI–XVIII веков» Анатолий Петрович нашёл рукопись повести о хождении литовского короля Стефана Батория на град Псков; повесть о Печерском монастыре иже во Псковской земле 1692 года — также в рукописи (писана книга сия монахом Ильею Конархистом…). Из летописей делал выписки, касающиеся событий Псково-Печерского монастыря, а также копии, фотографии исторического материала об обители.
Из множества — более 300 печатных работ — он нашёл хронологические указатели, библиографии древнерусских повестей, библиографический словарь 1812 года, большое количество периодической литературы: журналы, брошюры, газеты. Нашел более 23 повестей о Псково-Печерском монастыре — от 1586 до 1862 года, в том числе «Летопись Псково-Печерского монастыря» святых преподобномучеников Корнилия и Вассиана; синодики, кормовую книгу, монастырские грамоты, акты, постановления, челобитные и др.
В библиотеке Академии наук (БАН) была найдена опись Псково-Печерского монастыря 1639 года, рукопись № 1178, 1276 — скоропись, составленная по указу царя Михаила Феодоровича при архимандрите монастыря Рафаиле, келаре старце Феодосии (Арбузове), казначее Феодосии.
В ходе поисковой работы Анатолий Петрович, читая о монастыре, настолько проникся историческими событиями этой святой обители, что почувствовал в себе любовь к монастырю, к его святыням, к простоте и боголюбию насельников и к игумену преподобномученику Корнилию, — характеризуя его как выдающуюся личность XVI века и великого угодника Божия.
Получив поддержку Дмитрия Сергеевича Лихачева, Анатолий Петрович приступил к работе по истории Псково-Печерского монастыря. Фактически он собрал материал для серьёзной научной публикации, которая была издана уже после его кончины, в 2011 году, небольшим тиражом под названием «Незабвенные страницы Псково-Печерского монастыря».
В 1972–1975 годах трудился старшим научным сотрудником в Псковском древлехранилище при Псковском музее-заповеднике. Работая там, по собственной инициативе разрабатывал карту для туристов и паломников по святым и заповедным местам Псковщины. Делал зарисовки, писал картины с прекрасными пейзажами, церкви... Он хотел, чтобы люди знали Псковскую землю, любовались ее красотой и узнавали ее историю.
По совету научного сотрудника Псковского древлехранилища Л. А. Творогова в 1975 году Анатолий Петрович поступил в Ленинградскую духовную академию, которую закончил кандидатом богословия. Первой целью было изучение церковнославянского языка, для того чтобы читать древние рукописи. Вопрос о монашестве он возложил на волю Божию — как Господь управит устройство его дальнейшей жизни, так быть тому. 17 февраля 1981 года был пострижен в монашество с именем Феодосия в честь святителя Феодосия Черниговского, память которого празднуется в этот день. Постригал его ректор академии — архиепископ Выборгский Кирилл (Гундяев), ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
7 апреля того же года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отец Феодосий был рукоположен во иеромонаха.
21 июня 1981 года закончил учебу, и его оставили преподавать профессорским стипендиатом, преподавателем истории Русской Православной Церкви во втором классе семинарии.
В 1982–1989 годах отец Феодосий был духовником академии.
Он любил духовную академию, но она не давала полноты монастырской жизни. Ещё в 1984 году отцу Феодосию хотелось уйти в монастырь. Возрождающаяся Оптина пустынь с Собором Оптинских старцев вызвала желание переселиться в эту святую обитель и подвизаться там, где жили великие Оптинские старцы. Но Бог судил иначе. Когда отец Феодосий обратился за благословением о переходе в Оптину к своему духовнику — отцу Иоанну (Крестьянкину), но тот не дал благословения, сказав: «Там нужны молодые силы, ты слаб здоровьем — твоё место в Псково-Печерском монастыре».
Получив благословение духовного отца на переход из духовной академии в Псково-Печерский монастырь, отец Феодосий обратился с прошением о поступлении в обитель к тогдашнему архиепископу Псковскому и Порховскому Владимиру (Котлярову), священноархимандриту Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, и вскоре получил положительный ответ.
В 1989 году после завершения учебного года в Ленинградской духовной академии и семинарии отец Феодосий, сдав все дела, переехал в Печоры.
14 сентября 1989 года иеромонах Феодосий был принят в клир Псковской епархии и зачислен в число братии Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
Спустя месяц, 14 октября того же года, отец Феодосий был определён на послушание библиотекаря, которое нёс на протяжении всего своего пребывания в обители. При нем после долгих переписок и переговоров с эстонским университетом города Тарту в марте 1991 года, при участии наместника Псково-Печерского монастыря Павла (Пономарёва), диакона Тартуского Успенского собора Анатолия Лехтонена и работников университетской библиотеки во главе с Т. К. Шаховской в Печерскую обитель были возвращены её рукописи и старинные печатные книги.
За время своего послушания отец Феодосий приобрёл много книг для библиотеки, в чём ему оказывали большую помощь друг Литвинов Владимир Николаевич, духовные чада и знакомые. При нем библиотека пополнялась также периодическими изданиями Русской Православной Церкви: журналами и газетами, появилось множество акафистов, служебных и духовных книг.
Книги поступали и от авторов, и от издательств с дарственными надписями.
Велась также реставрация древних фолиантов. Так были отреставрированы: печатная Острожская Библия 1581 года, рукописные книги — Служебник XVI века, Евхологион XV века, Евхологион XVI века, Стихирарь XVI века, Синодик XIX века.
5 апреля 1991 года он был возведен в сан игумена, а 27 апреля 2006 года — в сан архимандрита.
Отец Феодосий любил богослужения. Служил благоговейно, как учат Церковь и святые отцы, как учили старцы обители и прежде всего его духовный наставник архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Как священник он всегда был образцом для всех и в поведении, и в слове, и в молитве. Одной из отличительных черт отца Феодосия было уважение к свободе человека. Он никогда не навязывал своего мнения, был очень осторожен в советах. Порой приходилось догадываться, что же стоит за его словами.
Когда батюшка читал молитвы перед началом исповеди, в его голосе звучало покаяние, которое передавалось присутствующим. Многие старались попасть на исповедь именно к отцу Феодосию, потому что он был доброжелательным ко всем, отличался чуткостью и деликатностью, наставление давал по ситуации. Если человек был в печали, находил для него утешительные слова, и тот уезжал домой в радости.
Когда начинал кто-то роптать: «Нет старцев, по-настоящему не с кем посоветоваться» — батюшка уважительно отвечал: «Не старцев нет, а нет послушников. Мы вам говорим, благословляем, а вы не выполняете, делаете по-своему».
Отец Феодосий был внимательным и осторожным в разрешении проблем и трудных вопросов. Имея духовный опыт, чувствовал состояние духовных чад. В утешение он посылал книги, иконки, святыньки Псково-Печерского монастыря. Иногда в книге или в «Псково-Печерском листке», или в журнале отмечал закладкой нужную часть текста. Оказывалось, что эти «заметочки» раскрывали суть проблемы или вразумляли. Это были нужные слова и ко времени — «скорая духовная помощь», утешающая и ободряющая.
Батюшка советом и молитвенной поддержкой старался каждому оказать помощь: кому в обретении мира в семейных отношениях, кому в написании дипломной работы, диссертации. У кого-то не было детей, и они просили его помолиться — и обретали радость. В каждом конкретном случае он был либо строг, либо снисходителен, зная, кому что нужно. Но, если видел, что кто-то из его духовных чад возрастает, радовался.
Тяжело было отцу Феодосию при его болезненности, но при встрече с каждым человеком он радостно улыбался. И это чувство радости привлекало многих. Братия любила отца Феодосия за его внимательность ко всем без исключения. Батюшка был примером монашеской жизни, беспрекословного послушания. Никогда не говорил: «Болен — не могу». Просто молча выполнял свои послушания, чего бы это ему ни стоило.
С осени 2007 года отец Феодосий стал чаще болеть, но мужественно переносил постоянное недомогание.
На праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 2008 года батюшка отслужил последнюю в своей жизни Божественную литургию — в Благовещенском храме монастыря.
Состояние его здоровья ухудшалось, а местом пребывания стал монастырский лазарет.
23 октября, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, архимандрит Феодосий мирно отошёл ко Господу. Батюшка очень любил преподобного Амвросия, много читал о его святой жизни. Ещё в молодости, будучи архитектором, он выезжал с археологическими экспедициями на берега реки Жиздры, где стоит Оптина пустынь.
Архимандрит Филарет в слове при погребении отца Феодосии сказал:
«…Подобно Амвросию Оптинскому, который, превозмогая боль, болезни, утешал, исповедовал, причащал народ, отец Феодосий тоже болел, но, превозмогая в себе боль, находя в себе силы, внутренне сиял своим радостным лицом. Глядя на него, человек ободрялся. На исповеди отец Феодосий обретал вопросы, разрешал их, давая человеку утешение.
Жизнью своей, теплом по отношению к людям, своей молитвой — он старец. …Мне приходилось вместе с ним служить Литургию, было легко и благодатно. Мы понимали друг друга без слов. …Да, отец Феодосий был старец. …Да упокоит Господь архимандрита Феодосия в селениях праведных».
Погребен отец Феодосий в Богом зданных пещерах, на Малой Братской улице.
Из высказываний отца Феодосия
Главная цель в жизни любого человека — это ежедневное, ежечасное, ежеминутное совершенствование своей души. Жизнь, ум, здоровье, сила, талант, работа, друзья, семья и даже собственные дети — средство для достижения этой цели.
Когда человек задумывается о цели своей жизни — он делает первый шаг на пути к Богу.
Современный верующий человек поражён тяжким недугом — духовным лукавством. Мы стыдимся обнаружить свои подлинно христианские чувства, которые заложены в нас и которые желают быть проявленными, но отягчены гордынею, лукавством и привычками мира сего.
Посещение Божественной литургии, совершаемой в храме, — это заповедь Иисуса Христа ко всем нам. Именно в храме Господь щедро наделяет нас своею благодатью. Когда Господа спрашивали: «Каким надо быть, чтобы наследовать Царствие Небесное?» — Он указывал на детей и говорил: «Будьте как они». Посещающие храм своею чистотой и доверчивостью уподобляются детям.
Вера — это великий дар от Бога. Это — бесконечная эстафета, которую мы должны передать идущим за нами. Вера нам даётся не просто так, а по молитве и вере наших предков и близких, шедших до нас.
Наиболее распространённый грех после лжи — отвержение любви. Человек проходит мимо любви, которую Господь ему дарует. К примеру, отвержение Божественного дара любви детей к родителям и любви родителей к своим детям.
Духовная жизнь требует подвига. От человека — подвиг Веры. От Бога — дар любви.
Безмолвие — матерь всех добродетелей. Старайтесь больше молчать, даже тогда, когда все говорят.
Необходимо вдумчивое отношение к вещам, к внешнему виду. Для посещения церкви, монастырей нужно одеваться соответственно. Внешний вид христианина имеет важное значение и роль в его жизни. Внешний вид отображает внутреннее содержание человека и убеждение для окружающих его людей. Так же важен внешний вид — как средство исповедничества. Глядя на вас, будут подражать вам. Для храма нужна одежда такая, чтобы ваш вид был не мерзостным перед Богом и не соблазном для других. Аккуратность, умеренность во всём. В прошлые времена одежда соответствовала «Табели о рангах». Сейчас ведь тоже существует: домашняя одежда, дачная, спортивная, пляжная, рабочая, для занятий, выходная, театральная, то есть одежда — по назначению. Церковная одежда должна быть скромная, торжественная и удобная. Должна быть женская и мужская одежда. Не подобает женщине носить мужскую одежду, за исключением, если это необходимо в её трудовой деятельности. Во времена Иисуса Христа были и модницы, и скромницы. Образом для подражания женщинам-христианкам является Матерь Божия.
Молитва — настоящий щит от всех бед.
Когда мы осуждаем людей, себе приносим огромный вред, порой непоправимый.
Источники: Жизнь Животворящая: Жизнеописание архимандрита Феодосия (Анатолия Петровича Короткова) / автор-сост. Н. П. Иванова.— СПб: Реноме, 2017; Архимандрит Феодосий (Коротков). Незабвенные страницы истории Псково-Печерского монастыря.— СПб, 2011.