Митрополит Вениамин (Федченков)
Митрополит Вениамин (в миру — Иван Афанасьевич Федченков) родился 2(15) сентября 1880 года в день памяти прп. Иоанна постника, патриарха Константинопольского. Отец его происходил из крестьян Тамбовской губернии. Мать Наталия была дочерью священнослужителя. Иван был воспитан благочестивыми родителями в глубокой вере. Благодарное почитание своих родителей он сохранял всю жизнь, особенно он чтил свою мать.
Иван выделялся среди сверстников большими способностями к учебе. В Тамбовской семинарии он также хорошо учился. Господь даровал ему замечательный голос. Впоследствии Иван был хорошим певцом и регентом. Успешно окончив семинарию в 1901 году, он поступил в Петербургскую Духовную академию, по окончании которой был оставлен профессорским стипендиатом и затем состоял преподавателем Академии по кафедре гомилетики и пастырского богословия.
В 1907 году Иван Афанасьевич Федченков принял монашеский постриг в Петербургской Духовной академии с именем Вениамин. Вскоре Вениамин был посвящен во иеродиакона, затем — иеромонаха. С того времени начался монашеский подвиг иеромонаха Вениамина в сочетании с педагогической и пастырской деятельностью. Он преподавал в Петербургской Духовной академии, был ректором Тверской Духовной семинарии.
Некоторое время (в 1910–1911 годах) иеромонах Вениамин был личным секретарем архиепископа Финляндского Сергия (впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси), о котором всегда сохранял светлую память и отзывался с большим уважением как об умнейшем и достойнейшем иерархе. 26 декабря 1911 года иеромонах Вениамин был возведен в сан архимандрита. В 1917–1918 годах архимандрит Вениамин состоял членом Всероссийского Поместного Собора, избравшего Святейшего Патриарха Тихона. В работе Собора отец Вениамин принимал деятельное участие.
Архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа Севастопольского 10 февраля 1919 года. С ноября 1920 года епископ Вениамин совершал свое служение за пределами Родины. Сначала — в Константинополе, затем — в Болгарии, Югославии, Чехословакии.
В 1925 году митрополит Евлогий (Георгиевский; †1946) основал в Париже Православный Богословский Институт имени преподобного Сергия. Он вызвал епископа Вениамина и предложил ему занять в Институте должность инспектора. Так Владыка Вениамин вновь вернулся к педагогической деятельности. Он самоотверженно трудился над воспитанием пастырей Церкви, а также совершал богослужения в Сергиевском подворье, при котором находился Православный Богословский институт.
В 1930 году для решения вопроса о переходе русских православных приходов в Западной Европе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата был созван митрополитом Евлогием Епархиальный съезд подчиненных ему приходов. На съезде присутствовали архиепископ Ниццкий Владимир, епископ Пражский Сергий и епископ Вениамин, инспектор Парижского Православного Богословского института, настоятели приходов и представители мирян. Съезд проходил в аудиториях Православного Богословского института. Выход русских православных приходов в Западной Европе из юрисдикции Московского Патриархата собрание одобрило. Тогда епископ Вениамин встал и мужественно, с твердостью заявил перед всем собранием: «А я от митрополита Сергия не отделюсь! И прошу вас занести это в протокол. А если вы не занесете, я и сам напишу митрополиту Сергию». Если принять во внимание общую атмосферу открытой неприязни, царившей в то время за границей по отношению к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя Митрополиту Сергию, то этот шаг епископа Вениамина на съезде характеризует его как мужественного поборника верности Матери‑Церкви. Эти действия Владыки Вениамина можно расценить как исповедничество.
За свою верность и преданность Матери‑Церкви епископу Вениамину много пришлось выстрадать. Ему сразу же предложили оставить Сергиевское подворье в Париже. Долго скитался он по разным местам, находя приют у разных своих знакомых. Епископ Вениамин был человеком убежденным и прямодушным и отличался большой терпеливостью, с большим христианским терпением переносил он различные лишения. Это последнее качество было одной из главных причин его успеха в борьбе с заграничными раскольниками. Уход епископа Вениамина из юрисдикции митрополита Евлогия послужил появлению Патриаршего прихода с храмом во имя Трех святителей в Париже. Вокруг епископа Вениамина образовалась группа людей (около 20‑25 человек), преданных Матери‑Церкви. В подвальном помещении по улице Петель, 5 и был устроен первый Патриарший храм. Благодаря христианской жертвенности одной из прихожанок этой группы, заложившей свои драгоценности, средств для найма помещения под храм оказалось достаточно, и храм был открыт.
Митрополит Виленский и Литовский Елевферий (Богоявленский), которому было поручено Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием управление русскими православными приходами в Западной Европе вместо митрополита Евлогия, благословил освятить храм в честь Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В храме был устроен и второй престол — во имя святителя Тихона, епископа Задонского. Так был основан Патриарший храм за границей — Трехсвятительское подворье. Под праздники и в праздничные дни храм наполнялся православными русскими богомольцами. Молитвенно пели два хора. Богослужения совершались ежедневно ранним утром, и сам епископ Вениамин нес чреду как рядовой священник.
Владыка Вениамин отличался большой простотой и скромностью, отзывчивостью и добротой. В то время, когда Трехсвятительское подворье испытывало большие материальные затруднения, он выкупил в Париже у антиквара прекрасный список Иверской иконы Божией Матери, которая стала почитаемой святыней храма. Пред ней постоянно совершались акафисты и молебны. Кроме того, епископ Вениамин в помещении над храмом устроил типографию, где печатались произведения разных авторов. Из‑под пера самого Владыки Вениамина вышли Акафист Трем святителям, книги «Всемирный светильник — преподобный Серафим Саровский (к столетию со дня кончины: 1833–1933)» и «Небо на земле» (о Божественной литургии). Будучи впоследствии уже в Америке, митрополит Вениамин издал «Канон молебный Пресвятому Духу, сиесть (то есть) Утешителю», составленный преподобным Максимом Греком в заточении в Волоколамском монастыре, который он написал углем на стенах подземелья, а также книгу «Всех Скорбящих Радость» — молитвы Божией Матери, учение о Ней Церкви и описание Ее благодеяний. Епископ Вениамин был вдохновителем и душой издательского дела.
В 1933 году, уже в сане архиепископа, владыка Вениамин был приглашен в Америку для чтения лекций. Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий, разрешая эту поездку, дал архиепископу Вениамину вместе с тем особое поручение: выяснить положение Русской Православной Церкви в Америке и взаимоотношения с митрополитом Платоном (Рождественским), управлявшим тогда Северо‑Американской и Алеутской епархией. Вследствие ухода митрополита Платона в раскол архиепископ Вениамин был назначен Митрополитом Сергием архиепископом Алеутским и Северо‑Американским, временно Экзархом в Северной Америке (указ от 22 ноября 1933 года). Впоследствии он был утвержден Патриаршим Местоблюстителем в звании Экзарха и в 1938 году возведен в сан митрополита. Из Америки архиепископ Вениамин еще раз возвращался в Париж, чтобы сдать там свои дела. Как в Европе, так и в Америке Владыке Вениамину пришлось пережить много лишений и неприятностей, особенно в начале служения. Ему приходилось спать на полу, подметать улицы, терпеть оскорбления за свою верность Матери‑Церкви.
Во время пребывания в Америке митрополит Вениамин часто посещал свои американские и канадские приходы, совершал в них богослужения, за которыми неизменно проповедовал. Сам вел канцелярию Епархиального управления и обширную переписку. Он лично отвечал каждому на его письмо, а также на праздничные приветствия. После богослужений митрополит Вениамин за трапезой любил вести назидательные беседы о жизни святых, подвижников, святителей, замечательных людей или рассказывал о поучительных случаях из своей жизни. Эти беседы, всегда увлекательные и интересные, очень объединяли верующих людей. Митрополит Вениамин был также и замечательным проповедником, красноречивым церковным оратором. Высокопреосвященный Вениамин очень любил народ, народ также отвечал ему взаимной любовью.
Особая деятельность выпала на долю митрополита Вениамина во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Владыка Вениамин был убежденным патриотом. В первый же день войны он твердо заявил: «Все кончится добром!» Во всех храмах его епархии за каждой Литургией возносилась молитва о даровании Родине победы над врагом. Сам митрополит Вениамин выступал с лекциями, речами на разных собраниях в различных городах Америки, где производились денежные сборы в пользу нашей Родины. В то время Владыка совсем не жалел себя. Даже будучи очень больным, он говорил: «Сейчас некогда болеть» — и ехал на очередное собрание, чтобы выступить там. Помощь Родине он считал важнейшим делом. В 1947 году митрополит Вениамин вернулся на Родину, где занял Рижскую и Латвийскую кафедру. С 1951 года он занимал Ростовскую и Новочеркасскую кафедру. Его последней кафедрой была Саратовская. В феврале 1958 года Владыка Вениамин ушел на покой.
Митрополит Вениамин, еще будучи епископом, все время стремился к уединенной монастырской жизни. В Сербии он любил совершать, как он это называл, «сорокоусты» — сорок Литургий подряд в трудные моменты своей жизни, для чего он удалялся в уединенные обители. Остаток жизни Владыка Вениамин провел в Свято‑Успенском Псково‑Печерском монастыре. Он много писал на различные духовные темы. В последние годы святитель перенес самое тяжелое из ниспосланных ему испытаний — он лишился дара речи, которым столь много принес духовной пользы своей Церкви и ее чадам в течение всей жизни.
4 октября 1961 года митрополит Вениамин скончался. Отпевание почившего иерарха совершил архиепископ Псковский и Порховский Иоанн с собором духовенства в Сретенском храме Псково‑Печерского монастыря. Погребен митрополит Вениамин в Богом зданных пещерах.