Архитектура

Звонница

К востоку от Успенского храма, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.

Большая звонница — одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове).

Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.

Собрание колоколов Псково‑Печерского монастыря — одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо‑Западной России.

В настоящее время здесь сосредоточено несколько десятков памятников, среди которых есть уникальные образцы XVI—XVIII веков. Колокольные наборы размещаются на Большой звоннице, на звоннице Никольской церкви, при часах, на крыльце ризницы. Раньше они имелись и при других церквах.

В XVII веке колокола висели у храма Антония и Феодосия Печерских. Во второй половине XVIII — первой четвери XIX века существовала деревянная колокольня при церкви Димитрия Ростовского в братских кельях.

Количество монастырских колоколов постоянно менялось. Их переливали, покупали новые, отдавали в приписные храмы. Иногда в монастырь жертвовали трофейные колокола или специально изготовляли колокола в качестве вклада. Так, на колокольне при храме Антония и Феодосия Печерских в 60‑х гг. XVII века находились «два колокола не великих, что присланы из вифляндских городов». (Под «вифляндскими городами» подразумеваются города Дерпт и Вельян (современные Тарту и Вильянди).

Там же вместе с двумя зазвонными и двумя прибойными висел благовестник весом 25 3/4 пуда, подаренный монастырю Иваном Мусоргским — одним из предков великого композитора.

С восточной стороны звонницы в специальной башне находятся часы, существующие здесь еще с XVI века.

Набор, размещенный в настоящее время на Большой звоннице, состоит из 17 колоколов различных размеров и веса. Они не имеют имен, подобно колоколам некоторых крупных колоколен Москвы, Ростова Великого, Новгорода, однако сохранились названия отдельных групп: большие колокола, «Тиньки» («Диньки»), «Переборы» и «Бурлаки» («Бурлыги»). Пять колоколов Большой звонницы отлиты в XVI веке; один — в конце XVII века; два — в XVIII веке; два — в XIX веке; на восьми колоколах год отливки не указан.

Первые два восточных пролета (со стороны часов) занимают колокола «Полиелейный» и «Праздничный». Над ними висят по два «Тинька». Далее идут средние колокола: в третьем и четвертом пролетах — по паре «Переборов», а в двух последних пролетах — по одному колоколу, которые образуют группу «Бурлаков». Все они, включая «Часовой» («Вседневный») колокол, находящийся в седьмом верхнем пролете, составляют основной набор Большой звонницы.

Кроме того, в трех западных пролетах и в верхнем пролете под самыми сводами, есть еще по одному малому колоколу. Эти колокола повешены в начале 1980‑х годов. В звонах они не используются и выполняют лишь декоративную функцию.

«Праздничный» колокол отлит в мае 1690 года в самом монастыре. Сведения о его весе в надписи отсутствуют, но, судя по размерам, он — самый тяжелый на звоннице. Для размещения этого колокола ширина второго пролета звонницы оказалась недостаточной, из‑за чего мастерам пришлось растесать ее столбы. Колокол изготовлен псковским мастером Федором Клементьевым и является единственным сохранившимся и, быть может, лучшим образцом его работы. Четкость линий и легкость формы колокола сочетаются с изящным декором в виде двух орнаментальных поясов и двух строк рельефной надписи, выполненной строгим уставом с элементами вязи. В его верхней части изображен голгофский крест, справа и слева от которого вылиты иконы «Спас Нерукотворный» и «Умиление».

«Полиелейный» колокол 21 мая 1558 года — повелением игумена Печерского монастыря Корнилия — изготовили псковские литейные мастера Кузьма Васильев и Логин Семенов. Это второй по величине колокол на Большой звоннице. Хотя вес «Полиелейного» в надписи не указан, по данным псковской летописи он составляет около 161 пуда. Колокол украшен двумя лентами особого, так называемого «звериного» орнамента, который представляет собой завитки, образованные жгутиками и вьющимися растениями, с включенными в них фигурками различных зверей и птиц (львов, барсов, оленей, двухглавых орлов, грифов и др.).

«Часовой» («Вседневный») колокол отлит 14 февраля 1765 года, в Москве, на заводе Дмитрия Пирогова; вес его 111 пудов (1818,2 кг). Одновременно с ним изготовили еще один средний колокол, входящий в группу «Переборов». Эта небольшая коллекция памятников московского литья уникальна. Декор, и в особенности, надпись на «Часовом» колоколе значительно отличаются по стилю оформления от двух других больших колоколов. Помимо обычных указаний места предназначения колокола, веса и времени его изготовления, на нем содержатся тексты тропаря и кондака на Успение Богородицы.

Верхний пролет звонницы, где сейчас находится «Часовой» колокол, выстроен в XVII веке или не позднее конца XVII века. Судя по конструкции, размерам и местоположению, строительство велось для какого‑то конкретного и не слишком большого колокола (а может быть для нескольких колоколов). Скорее всего, в новом пролете предполагалось поместить сигнальный колокол (может быть, старый «Часовой» — «большой боевой», как описывают его документы XVII века), или какой‑то благовестник. После 1765 года его сменил нынешний «Вседневный» колокол, изготовленный Дмитрием Пироговым, взявший на себя и функцию часового.

Все три больших колокола подвешены на вращающихся осях. В них звонят, раскачивая с помощью специальных шестов, называемых очепами. Этот древнерусский способ звона XVI—XVII веков сохранился сейчас только в Печерском монастыре.

«Тиньки» («Диньки») — набор из четырех малых колоколов, подвешенных в двух восточных пролетах (в один ряд над большими колоколами). Название этой группы, вероятно, связано со звукоподражанием и нередко встречается в лексиконе псковских звонарей и в письменных источниках XIX века.

Первый колокол из группы «Тиньков» был отлит на заводе Смирнова в Валдае и весит 1 пуд 13 фунтов (21,7 кг).
Другой колокол изготовлен в 1550 году. Возможно, этот колокол — один из тех, которые в XVI столетии достались русским ратникам во время осады немецких городов Дерпта (Юрьева, нынешнего Тарту) и Вельяна (Вильянди). Сообщение о том, что один из них был доставлен в Печерский монастырь содержится в Псковской летописи под 1560‑м годом.

«Переборы» и «Бурлаки» («Бурлыги») представляют собой две группы средних колоколов Большой звонницы. Каждой из них управляет отдельный звонарь.

«Переборами» называют четыре средних колокола. Они размещаются в двух центральных пролетах парами: один под другим, по типу лесенки. Во время звонов в «Переборы» ударяют поочередно (перебирают). Вероятно, этим и объясняется название группы.

«Бурлаки» повешены в двух западных пролетах в один ряд. Происхождение их названия неясно. Возможно, оно также связано с приемом игры: во время звона натягивают то одну, то другую веревку, приводящую в движение язык то одного, то другого колокола.

Самый большой колокол «Переборов» — «Великопостный» отлит в 1540 году псковским мастером Тимофеем Андреевым.

Часы с колоколами расположены на Большой звоннице, в специальной деревянной башне. В настоящее время колоколов девять, размещаются они в два ряда. Нынешний набор колоколов состоит из памятников XVI—XIX веков. Пять из них украшены орнаментами, и лишь на трех колоколах есть надписи с указанием точной датировки.

Один из этих колоколов изготовлен псковичем Логином Семеновым 25 марта 1580 года. Другой колокол отлил в 1743 году «псковитин посадский человек Фома Юрьев».

В XVI—XVII столетиях часовых колоколов было всего два. Опись 1586 года сообщает: «Да на той же колокольнице часы бойные, а бои приведены к середнему колоколу под большим, да два колокола немецких, а в них звонят перечасье». В XVIII веке количество колоколов, «что перечасье бьют», увеличивается до шести. Возможно, тогда установили мелодический звон, отличный от обычного «перечасья», имевшего лишь сигнальный характер.

По воспоминанию старых насельников монастыря, в прошлом часы вызванивали «Боже, царя храни».

(Подробнее о колоколах вы сможете прочитать в книге А. Б. Никанорова «Колокола и колокольные звоны Псково‑Печерского монастыря». Спб., 2000 г.)