Главная > О монастыре > Патерик > Митрополит Иоанн (Разумов)

Патерик

Митрополит Иоанн (Разумов)

13 января 1990 года в г. Пскове на 92‑м году жизни закончил свой земной путь на покое старейший иерарх Русской Православной Церкви митрополит Иоанн (бывший Псковский и Порховский).

Митрополит Иоанн (в миру Димитрий Александрович Разумов) родился 28 октября 1898 года в г. Коломне Московской губернии. Его духовный путь определился с юного возраста. В 1916 году он стал послушником Смоленско‑Зосимовской пустыни при Свято‑Троицкой Сергиевой Лавре и здесь впервые увидел архиепископа Финляндского Сергия (впоследствии Святейший Патриарх) во время его посещения старцев Зосимовой пустыни.  Будущий Предстоятель Русской Церкви преподал братии свое святительское благословение и каждому дал свой отеческий совет. Покойный митрополит Иоанн на всю жизнь сохранил воспоминание об этом знаменательном событии. «Я прекрасно помню те слова, — писал он, — которые Владыка сказал мне: «Не будь нерадив о деятельном спасении своем, преуспевай в послушании старцам, и Господь просветит твой ум».

С 1923 года Димитрий — послушник Богоявленского монастыря в Москве. В 1924 году пострижен в монашество с наречением имени Иоанн и в том же году рукоположен епископом Иваново‑Вознесенским (впоследствии архиепископ Калужский и Боровский) Августином (Беляевым) в иеродиакона. С 1928 года — клирик Успенского собора в г. Кашире.

15 ноября 1930 года арестован по делу о церковно-монархической группе в г. Ростове Ярославском. 30 апреля 1931 года постановлением Коллегии ОГПУ приговорен к заключению в концлагерь сроком на 3 года по ст. 58.10 и 58.11 УК РСФСР.

В 1936 году отец Иоанн назначается экономом Московской Патриархии. Многие годы он нес послушание у Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия. В годы Великой Отечественной войны, с 1941 по 1943 годы, отец Иоанн находился вместе с митрополитом Сергием во время временной эвакуации Московской Патриархии в г. Ульяновске, служил там в Казанском соборе.

С 1 октября 1942 года рукоположен во иеромонаха. 8 октября 1942 года возведен в сан игумена, 26 октября — в сан архимандрита.

На его долю выпало редкое счастье в качестве келейника быть свидетелем церковного служения, домашних подвигов и высокой христианской жизни митрополита Сергия, избранного 8 сентября 1943 года в Москве Собором епископов Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси.

После кончины Патриарха Сергия (+1944) архимандрит Иоанн написал о нем замечательную статью «Христианский уклад домашней жизни Святейшего Патриарха Сергия» и опубликовал ее в книге «Патриарх Сергий и его духовное наследство» (М.: Изд. Московской Патриархии, 1947, с. 231—236).

Указом Святейшего Патриарха Алексия архимандрит Иоанн с 10 августа 1946 года более семи лет был наместником Троице‑Сергиевой Лавры, вторым после ее открытия. За эти годы трудами архимандрита Иоанна под руководством Святейшего Патриарха Алексия древняя обитель — духовный центр Русской Православной Церкви — была возрождена и в основном благоустроена.

В воскресенье, 29 ноября 1953 года, в Трапезном храме Троице‑Сергиевой Лавры состоялось наречение наместника Лавры архимандрита Иоанна (Разумова) во епископа Костромского и Галичского. Чин наречения совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий и архиепископ Одесский и Херсонский Никон, при молитвенном участии лаврской братии и значительного числа богомольцев.

 При наречении во епископа архимандрит Иоанн произнес следующую речь:

«Ваше Святейшество, милостивые архипастыри и отцы!

Если в настоящие, священные для меня, минуты потребно от меня слово, то мне кажется, что для меня благоприличнее повторить сказанное: благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю.

Благодарю всем существом моим Господа Бога моего за новую неизглаголанную милость Его ко мне недостойному. Он, Всеблагий Промыслитель, призывает ныне меня к почести вышнего звания в дому Его. Отныне Он отделяет меня к лику тех, которых предназначил быть преемниками Апостолов и быть учителями в Его Святой Церкви, право правити слово истины. Да будет же отныне вся моя жизнь непрерывною благодарностию Вседержителю.

Приношу усерднейшую благодарность Вам, Святейший Владыко, и богомудрые Архипастыри, что вы не возгнушались моим недостоинством, благоволили избрать меня на служение Епископское. Повергаю сердечное чувство моей благодарности к стопам Вашего Святейшества. Приемлю избрание Священного Собора.

Приемлю, как определение воли Божией и как дар Божественной благодати. Приемлю с полною и совершенною любовию, но вместе и с великим страхом и трепетом, сознавая, с одной стороны, всю высоту и ответственность Епископского служения, с другой стороны — все свои немощи и недостатки.

И я повинуюсь сему гласу, и за послушание, с благоговейным смирением, со страхом Божиим и верою в чудодейственную благодатную силу Таинства, приступаю к приятию в скудельный сосуд души моей святыни архиерейства.

Я сознаю всю высоту великого сана, к которому призываюсь. Всю трудность поприща, на которое должен вступить, всю страшную ответственность обязанности пасти Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Кровию Своею. Сознаю и чувствую крайнюю бедность моих сил духовных и телесных, скудость и недостаточность моего разума в познании веры и духовного просвещения, слабость и нетвердость моей воли в делах благочестия. И мне ли недостойному восходить на Епископскую кафедру, которую св. Григорий Богослов назвал «завидною, но опасною высотою».

Исповедую свое недостоинство, свою немощь, свою духовную нищету, но глубоко верую в Божественную силу, которая в немощи человеческой совершается, верую и уповаю, что благодатию Своею Он укрепит немощь мою, восполнит нищету, очистит недостоинство мое. И в этой светлой вере и неложном уповании я исповедую и великую духовную радость, что Господь, по Своему бесконечному милосердию, прививает меня к Божественной Лозе Своей, и приобщает к сонму Святительскому, изливает на меня недостойного благодать Свою, которой Он является источником и которая почивала на святых Апостолах и на Епископах и преемственно почивает на них и доныне.

Я бесконечно буду благодарить Бога за то, что Он дает мне исключительное счастье иметь во главе моих рукоположителей Вас, Святейший Владыко, Великого Патриарха Православной Русской Церкви, и я усматриваю в сем для себя знамение во благо. Я утешаюсь тем, что Господь судил мне воспринять благодать Епископства здесь, в родной Лавре, среди священных останков минувших времен, где самый воздух обвеян благоуханием Святыни, где благочестие народное и до сего дня сияет ярким немеркнущим светом, где во главе с преподобным Сергием множество святых угодников Божиих, здесь подвизавшихся и здесь просиявших; они, как воинство небесное, охраняют нашу дорогую отчизну.

Преклоняю выю сердца моего, да осенит меня духом своего благословения преподобный отец наш Сергий, от юных лет моих благодатною помощию своею ограждавший меня от бурь и волн житейского моря и еще на ранней заре моей жизни укрывший меня в благодатную пристань благословенного иночества.

Да соединится это небесное благословение с молитвами вашими, Святители Христовы, когда вы вознесете над моей недостойной главой ваши преподобные руки в тайнодействии.

Ваших усердных молитв, Святейший Владыко, я с особым дерзновением прошу и молю. Под ваше мудрое и надежное руководство Всеблагий Промысл поставил меня Наместником в управляемой Вами Свято‑Троицкой Сергиевой Лавре с тем, чтобы поставить ныне на высоту Святительского служения.

Ваше Святейшество! Научите же меня Вашей любви к пастве, неоскудевающей святительской ревности, твердости и духовной мудрости, Вашему неотступному стоянию за правду. Считаю уместным употребить слово Великого Святителя Григория Богослова: «Веди и паси меня, потому что я готов следовать за вами и быть водимым вашею первосвятительскою высокою и божественною душою».

Со страхом и трепетною радостию ожидаю приять помазание небесное и верую, что Дух Святый, поставляющий в Церкви Христовой Епископы и из века в век низводящий от великого Архиерея, прошедшего небеса, Божественную Свою благодать на архипастырей православных, и на мою недостойную главу снидет наитием святым чрез Ваши молитвы и хиротонию.

Об одном из глубины сердца умоляю Вас: усугубите Ваши горячие молитвы ко Всевышнему, да благословит, умудрит и подкрепит Он меня в моем новом служении. Да дарует Он мне благодать подвигом добрым подвизатися во славу Его святаго имени, для спасения людей и моего собственного, и когда скончаю мое земное поприще, сподобит меня не устыдиться на Страшном суде Его тех слов, которые с дерзновением я произнес здесь ныне: благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю».

В понедельник, 30 ноября, в день преставления преподобного Никона Радонежского, Святейшим Патриархом Алексием, митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием и архиепископом Одесским и Херсонским Никоном в Трапезном храме Лавры была совершена хиротония архимандрита Иоанна во епископа Костромского и Галичского.

С 11 ноября 1954 года Преосвященный Иоанн — епископ Псковский и Порховский, священноархимандрит  Псково‑Печерского монастыря. С 5 марта 1959 года — епископ Берлинский и Германский, управляющий Псковской епархией, с 21 июня 1960 года — вновь епископ Псковский и Порховский. 25 февраля 1962 года возведен в сан архиепископа, 11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке. 9 сентября 1972 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена за многолетние усердные труды на благо Церкви Божией и в связи с 500‑летием Псково‑Печерского монастыря архиепископ Псковский и Порховский Иоанн удостоен сана митрополита. Природные качества его характера вызывали уважение окружающих. Он обладал способностью с первых слов беседы внушать к себе полное доверие и любовь. Но самой высокой его добродетелью являлась забота о людях, милосердие к ним. Отличительными чертами его как архипастыря были мир и любовь, смирение и труд. Свой архипастырский подвиг митрополит Иоанн совершал в горении духа, с глубокой ревностью и самооотвержением, с сознанием высоты и ответственности своего архипастырского долга.

В 1987 году митрополит Иоанн ушел на покой по болезни и до самой кончины проживал в епархиальном доме в г. Пскове. Здесь же он и скончался.

В облачении почившего митрополита Иоанна участвовали насельники Псково‑Печерского монастыря: архимандрит Иоанн, архимандрит Александр, игумен Тихон, иеромонах Филарет, архидиакон Стефан. По совершении заупокойной литии гроб с телом митрополита Иоанна был перевезен в Псково‑Печерский монастырь и поставлен в Михайловском соборе. Началось чтение Евангелия и совершение заупокойных литий. Вечером 14 января было совершено заупокойное всенощное бдение.

15 января, в день памяти преподобного Серафима Саровского, Божественную литургию и отпевание митрополита Иоанна совершил архиепископ Псковский и Порховский Владимир (Котляров)  в сослужении собора духовенства.

Архиепископ Владимир произнес слово, отметив, что митрополит Иоанн снискал любовь многочисленной паствы, и призвал клириков, большинство из которых рукоположены покойным архипастырем, и мирян молиться об упокоении души новопреставленного митрополита.

Затем прочувствованное надгробное слово произнес насельник монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

По прощании в монастыре гроб с телом митрополита Иоанна перевезли в Псковский Свято‑Троицкий кафедральный собор, где была совершена Великая панихида. После традиционного обнесения гроба вокруг храма при пении ирмосов Великого канона «Помощник и Покровитель...» тело почившего Владыки по его завещанию было погребено у южной стены храма в честь святого великомученика Димитрия Солунского в г. Пскове. Над могилой усопшего архипастыря была совершена заупокойная лития.

 

*** 

Слово на погребении митрополита Иоанна (Разумова) 2 (15) января 1990 года архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

 

Блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр. 14, 13).

 

Дорогие мои!

 

Высокопреосвященнейший архиепископ Владимир, отец наместник с братией во Христе, прихожане и паломники обители нашей!

Сегодня мы с вами собрались помолиться, оплакать и похоронить дорогого для многих здесь присутствующих человека — архипастыря и отца, старца, нашего руководителя и молитвенника на протяжении долгих и трудных лет жизни — монаха Иоанна, милостью Божией митрополита. Его белоснежный омофор покрывал нас в течение 33‑х лет. И в течение такого длительного времени нес он нас, овец стада Христова, на вые своей к Богу. С редким самоотвержением, неустанной ревностью нес он нас, нес бремя своего многотрудного служения.

Он жил, и трудился, и светил, и согревал долго‑долго и давно‑давно. Он устал от трудов, он устал от болезней и от бремени возраста. Усталому нужен покой, и многолетнему неутомимому страннику — постоянное жилище. И ныне Господь упокоил душу его. Он стоит в дверях вечности, на краю могилы, готовый сойти в нее. И этот последний миг его пребывания с нами, и эта поистине его блаженная христианская кончина выразительнее всех дел усопшего и красноречивее всех слов проповедует о величии его души и о правде его жизни.

Митрополит Иоанн — избранием Божиим монах с 18 лет.

Он родился в 1898 году в подмосковном городке Коломне, и уже в 1916 году Димитрий Разумов (таково его имя в миру) велением сердца отдал себя в послушание Богу через старцев Смоленской Зосимовой пустыни при Свято‑Троицкой Сергиевой Лавре. 8 лет послушнического искуса — и в 1924 году послушник пострижен в мантию и рукоположен в иеродиакона.

Какие труды и поты, какую школу скрывает за собой перечисление фактов и сухих дат?

Живет монах и трудник на ниве души своей и на ниве Христовой пред Богом, и один Господь ведает путь его. С 1942 года он становится иеромонахом, а в 1946 году там, где он начинал свой путь послушания, ему вручают жезл правления наместника Троице‑Сергиевой Лавры. А в 1953 году исключительным Промышлением Божиим совершается его хиротония во епископа. Он. — святитель, иерарх Русской Церкви, сначала епископ, а потом и митрополит большой и древней нашей епархии. А последние три года — затворник‑монах.

Труды и труды во всем их многообразии. В них и горести, и радости, и торжественные службы. Последнюю Божественную литургию владыка митрополит служил в монастыре в день праздника Сретения Господня, совершив на ней таинственное епископское рукоположение во пресвитера, в 1987 году. Сила, и влияние, и высота положения уживалисьв нем с открытым любвеобильным сердцем, милующим всякого к нему приходящего. Милостью своею ко всякому нуждающемуся он как будто стремился оправдать данное ему в монашестве имя — Иоанна Милостивого.

Так шел по жизни монах Иоанн, послушный велениям Божиим. Шел трудами, болезнями и скорбями в сретение Богу в течение 91 года.

Он любил монашество с юности, но оно как будто ускользало от него за высоким архиерейским служением. И не знали бы мы с вами, что главное дело его и единственная любовь его и забота — это истинное монашеское служение в смирении и послушании Богу. Но Господь не скрыл эту великую цель жизни митрополита Иоанна от нас. Три года назад неожиданное веление Божие устранило маститого иерарха от дел по управлению епархией. Он оказался на смертном одре, и никто не чаял его возвращения в жизнь. И именно в этот момент владыка митрополит поднимается на не видимую для нас высоту духовного ведения жизни.

С этого момента он не теоретически, но самой жизнью и сердцем своим остается наедине с Богом. И как результат нового восприятия мира звучит его завещание, данное в тот момент: «Похороните меня по монашескому чину на братском кладбище. Похороните меня в монашеской могиле и зажгите лампаду на ней. И дайте мне любовь вашу, вашу молитву о монахе Иоанне, милостью Божией митрополите». Это его слова, его желание. «Мое — могила монаха, она дверь в вечность». А все первое, вся служебная деятельность ценна только как работа для вечности. А без того она — одна суета.

И с этого момента душа его совершенно предалась Богу, а Господь совершил чудо. Смерть, заглянув в глаза и душу владыки, отошла от него, попалив все то, что мешало ему быть только монахом. И он пошел к вечности своим невидимым для нас монашеским деланием: и постоянной памятью смертной, поставившей в его доме гроб, — место его будущего упокоения; и постоянной памятью Божией в молитве; и постоянным соединением со Христом в Таинствах. Владыка готовился к исходу жизни каждый день. Неопустительно совершал монашеское келейное правило со чтением седмичных акафистов. И особенно усердно молился Благой Вратарнице, двери райские верным отверзающей. В последний раз он соборовался в день святого великомученика Димитрия Солунского, своего первого небесного покровителя. И перед Рождеством приник ко Христу в Таинствах Покаяния, повторного Соборования и Причащения.

Эти три года он шел к вечности, оставив все житейские попечения, оставив все, кроме молитвы и любви. Но, став эти последние годы только монахом, владыка не перестал помнить тех, для которых трудился и о которых молился и теперь.

И как иерарх владыка желал бы остаться по кончине с паствой своей на земле, где долго трудился, а как монах хотел бы к своим, под кров Матери Божией, туда, откуда начал он свой долгий путь, — в монастырь. Но последнее слово сказал все же иерарх, и монах, навыкший послушанию, подчинился. И вот последняя просьба‑завещание: похоронить его на Дмитриевском кладбище во Пскове, около алтаря церкви в честь святого великомученика Димитрия, где он часто служил и куда смогут прийти к нему все, с кем он вместе молился и жил долгие годы. Монастырь же с братской любовью встретил дорогого архипастыря, чтобы отслужить с ним и по нем последнюю службу и сказать последнее «прости», провожая его молитвой в последний путь и отдавая должные и заслуженные почести. Итак, оба желания владыки Бог исполнил теперь.

Не скрыл Господь от раба Своего и часа исхода его. Владыка заранее прикровенно говорил присутствующим, что нынешний год для него будет последним, а это были последние дни года. В предпоследний же день его жизни, в четверг, братская любовь владыки Иоанна созвала нас собраться к нему. И ничто не сказало нам о близком его исходе. Мы во главе с преемником владыки митрополита, правящим Архиепископом Владимиром, и отцом наместником пришли к владыке поздравить его с великим праздником.

Живой взгляд и внимательное любовно‑радостное обращение к каждому встретили нас. Мы славили Рождшегося Богомладенца Христа церковными песнопениями, возглашали ектенью о здравии владыки и пропели многолетие, а он благословлял всех нас присутствующих обеими руками. С радостным сердцем попрощались мы с владыкой. А в пятницу вечером, изменяя своему обычному молитвенному правилу, иерарх‑старец готовит уже путь к своему исходу.

На ощупь нашел он нужную книгу, и монашеская келлия огласилась не по времени радостным чтением пасхального канона, будто провидел уже взор его зарю Воскресения. Затем акафист Гробу Господню и за ним молитва Воскресшему Христу.

Долго не спит в эту ночь владыка, а наутро, в день отдания праздника Рождества Христова, жизнь кончена. В 8 часов 10 минут дух его и душа упокоились в Боге.

Слава Воскресению Твоему, Христе!

Да, очень о многом можно говорить нам сегодня, провожая в путь всея земли дорогого нам всем человека, владыку и архипастыря нашего на протяжении трех десятилетий.

Совершенно очевидно, что сегодня мы прощаемся с тем, кто носил великую душу, кто сумел христиански и философски осмыслить жизнь, кто понял, что жизнь вне идеальных вечных достижений — ничто. И для дорогого нашего владыки истину вечности не загородили ни слава, ни почет, ни его дарования. И, поняв истину жизни, владыка и в своей личной жизни, и в общественном служении положил все силы свои, чтобы достичь торжества вечности.

Он проповедовал нам истины Божии всей своей жизнью, он проповедует нам их и теперь своей смертью.

Выполним же последнюю просьбу владыки и долг любви нашей к нему: пошлем же теперь Господу и будем всегда воссылать свои сердечные моления, да упокоит Господь в обителях Своих душу усопшего раба Своего, а жизнь его и поистине блаженную кончину сделает и для нас источником назидания, которое и нас повело бы через смирение и послушание Богу к счастливой вечности в бесконечном Царстве Отца Небесного. Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7).

 

Публикации:

«Самый долгий архиерей»